Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Слово» на телевидении

На телеканале «Санкт-Петербург» выходит с недавнего времени еженедельная духовно-просветительская программа «Слово». Практически во всех СМИ публикуются материалы о Церкви и православии как системе ценностей. Но подача информации часто далека от объективности.
Раздел: Служение
«Слово» на телевидении
Журнал: № 4 (апрель) 2013Автор: Михаил Фатеев Опубликовано: 4 апреля 2013
На телеканале «Санкт-Петербург» выходит с недавнего времени еженедельная духовно-просветительская программа «Слово». Практически во всех СМИ публикуются материалы о Церкви и православии как системе ценностей. Но подача информации часто далека от объективности. Причины тому — недостаток образования и предубежденный подход к теме. Интересуется ли вообще сегодня общество духовными вопросами? Как знакомить зрителя с христианским мировоззрением не по упрощенным и искаженным схемам «на злобу дня»? Как донести до широких масс такие полузабытые понятия, как смысл жизни, душа человека, вера предков? Об этом мы расспрашиваем автора программы «Слово» протоиерея Александра Глебова.

— Отец Александр, как эта программа попала на телевидение, особенно если учесть определенное отношение к Русское Православной Церкви в последний год?
— Именно та напряженность, о которой вы упомянули, подвигла меня заняться этим телепроектом. Совершенно очевидно, что тенденция негативного отношения к Церкви, которую мы наблюдаем последние несколько лет, проистекает не только от того, что общество становится все более секулярным и безразличным к духовным ценностям. Если люди отворачиваются от Церкви, надо не их обвинять, а воспринять это как свидетельство промахов в деятельности самой Церкви. Если рыбак не умеет ловить рыбу, то чем рыба виновата? Если тот, кто избрал для себя путь служения «ловца человеков», сетует, что люди не откликаются на его проповедь, то претензии надо обращать к себе. «Ученик не выше учителя», и очевидная религиозная безграмотность нашего народа — после более чем двадцати лет свободной церковной проповеди  — это упрек в богословской безграмотности тем учителям, которые призваны их наставлять Истине. Подобное положение дел особенно обидно на фоне того, что в Санкт-Петербургской епархии есть немалый кадровый потенциал, способный достойно представить Церковь в деле христианского просвещения. Именно как способ церковного учительства возникла идея создания церковно-просветительской передачи, которая получила название «Слово». Идея была одобрена митрополитом Владимиром, и я получил его благословение на реализацию телепроекта. А появлением передачи на телеканале «Санкт-Петербург» мы обязаны активной христианской позиции руководства города.

— Но, наверное, задача «правильного» пиара Церкви не стоит у вас на первом месте?
— Для нас, конечно, очень важен рейтинг. Но не как средство, чтобы пропиарить участников передачи или меня, как руководителя проекта. Для меня рейтинг это способ понять, насколько наша проповедь успешна, имеет ли она отклик среди горожан. Интерес к передаче «Слово» есть показатель интереса общества к церковной тематике в целом. Если передача получится рейтинговая, значит нам удалось достичь цели, ради которой данный телепроект был задуман.

— Вы продюсер этой программы?
— Моя должность обозначена митрополитом Владимиром как «руководитель телепроекта». Если то, чем я занимаюсь, подходит под определение «продюсер», то можно и так сказать. Лично для меня не принципиально, как называется моя должность. Мне важен результат.

— Легко ли было «поменять» рясу на «костюм руководителя с блокнотом»?
— Я рясу ни на что не менял и менять не собираюсь. Но в рясе можно быть не только с кадилом в руке, но и с блокнотом (хотя я блокнотом не пользуюсь). Более того, ношение рясы обязывает меня не только держать в руке кадило с кропилом. Конечно, быть служителем церковных Таинств есть первейшая функция священника. И если в силу слабого образования или неумения грамотно излагать мысли священник ограничивает свою деятельность совершением богослужений и треб, не дерзая приступать к учительству, то он поступает правильно. От подобного «учительства» бывает только вред. Но если священник достаточно образован, чувствует в себе призвание и способности к церковному учительству, то он просто обязан использовать данный ему от Бога талант на служение Церкви. И чем более ярко этот талант выражен, тем более широкую аудиторию он должен охватывать. Только через способных и образованных представителей Церкви мы сможем изменить уже устоявшееся в обществе негативное мнение о самой Церкви. И это тоже одна из задач телепроекта «Слово». Поэтому для участия в передаче приглашаются не все желающие, а только утвержденный митрополитом узкий круг преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии, чьи профессиональные способности не подвергаются сомнению и позволяют очень достойно представлять Церковь в глазах многомиллионного мегаполиса.

— Кто эти священники?
— На сегодняшний день это — архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиереи Кирилл Копейкин, Евгений Горячев и Владимир Хулап. Вполне возможно, что со временем круг участников будет расширен.

— Какой основной круг вопросов будет затрагивать ваша программа?
— Для того чтобы передача была востребованной, необходимо затрагивать те темы, которые интересуют людей. Круг вопросов очертить очень сложно. Каждый из упомянутых иереев сам выбирает тему для своих выпусков. И, в свете своего образования и склада своей личности, разъясняет те вопросы, которые, на его взгляд, трудны, но исключительно важны для понимания. Отец Ианнуарий, например, является специалистом в области Нового Завета — кому как не ему разъяснять сложные и малопонятные места Священного Писания. Библия не роман, который не требует усилий для усвоения написанного. Пытаясь вникнуть в священные тексты, мы сталкиваемся со многими трудностями. Что-то нам непонятно. Какие-то назидания слова Божия нам кажутся совершенно неприемлемыми и неисполнимыми. Даже человек интересующийся и читающий Библию параллельно со святоотеческими толкованиями или комментариями современных библеистов, далеко не на все вопросы может сразу найти адекватный ответ. Что же можно спрашивать с обыкновенного прихожанина, не расположенного к серьезной научной работе с текстом? Отец Кирилл Копейкин избрал для своих передач тему взаимоотношений науки и религии. Отец Евгений Горячев говорит о религиозно-нравственных проблемах современного общества. Отец Владимир Хулап и я не выбрали для себя специального направления, мы затрагиваем довольно широкий круг вопросов.

— Какие темы были выбраны для первых передач?
— Тему первой передачи условно можно обозначить как «причины критики Церкви в современной России». Тема очень острая. Надо было попытаться разобрать, что в сегодняшней критике Церкви является объективным суждением, какая критика происходит от заблуждения, а где мы сталкиваемся с проявлением открытой враждебности. Понятно, что при освещении подобных вопросов надо быть максимально откровенным и объективным. И, отстаивая церковную позицию, не стесняться указывать и на собственные недостатки. Если в наших выступлениях появится фальшь, телепроект «Слово» можно будет сворачивать.
Вторая передача (она еще только выйдет в эфир), пытается ответить на вопросы, которые сегодня раздаются все громче: «зачем ходить в храм, если можно молиться дома», «для общения с Богом посредники не нужны», «Бог у меня в душе» и т. д. Все эти вопросы ставят под сомнение необходимость бытия самой Церкви. И проистекают они из-за непонимания людьми назначения Церкви. Поэтому вторая передача была посвящена разъяснению такого основополагающего христианского понятия, как «спасение». Что это такое? И почему именно в Церкви Господь дает людям то, что больше нигде получить невозможно? Ну а насколько внятно нам удалось разъяснить эти важные темы, оценивать не мне, а телезрителю.

— Современная аудитория отличается так называемым клиповым сознанием, любит быстро меняющуюся картинку. А у вас интеллигентный разговор. Чем вы собираетесь «цеплять» зрителей?
— Поскольку мы в эфире всего тринадцать минут, то разговор должен быть максимально продуктивным, чтобы телезритель, увидев передачу, остановил на ней свое внимание, а не принялся дальше щелкать пультом. Поэтому мы стараемся не только обозначать волнующие темы программ, но и саму передачу строить таким образом, чтобы каждое слово ведущего притягивало внимание. Даже если человек является неверующим, это еще не значит, что религиозные вопросы его не интересуют. Хотя бы потому, что каждый человек хоть раз в жизни задумывался о своей посмертной участи. Люди часто отвергают христианскую веру, потому что не находят того, кто бы дал вразумительный ответ на их вопрошания. И если передача «Слово» подвигнет хоть одного человека к принятию Христа, значит наши усилия не напрасны.

— Телевидение — вещь затратная, за счет чего производится и существует ваша программа?
— Нам помогает город. Я уже говорил, что телепроект «Слово» нашел всестороннюю поддержку у администрации Санкт-Петербурга.

— Телевизионщики в массе своей люди циничные, как они отреагировали на появление христианской программы?
— Мне не показалось, что «телевизионщик» и «циник» — одно и то же. Хотя, когда я впервые появился на Чапыгина, 6, и стал вместе с руководством телеканала заниматься организацией программы, отношение было не самым приветливым. Я не заметил, чтобы кто-то обрадовался появлению христианской передачи. Скорее, я наблюдал распространенное убеждение, что священник ничего интересного сказать не может. И что вся эта затея с телепроектом «Слово» — очередное банальное нравоучение. Но когда на телевидении познакомились с нашими ведущими и увидели наши первые записи, отношение изменилось к лучшему. И это очень важный показатель. Значит, передачи интересные. Они достигают своей цели. А интеллектуальный облик священнослужителя заставляет людей менять свое мнение о Церкви. 

Беседовал Михаил Фатеев
Программа выходит на телеканале «Санкт-Петербург» по четвергам в 22:30. 
Сайт программы: www.slovotv.ru

Другие статьи из рубрики "Служение"

система комментирования CACKLE
4 декабря, воскресенье
rss

№ 4 (апрель) 2013

Обложка

Тема номера:Храмы в больницах

Статьи номера

ПРАЗДНИК
28 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
14 апреля — день памяти преподобного Варсонофия Оптинского (†1913)
АКТУАЛЬНО
Роддом для вечности
Александр Сокуров: «Что в основе? Заповеди»
Что такое лавра?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Зачем Церкви больница?
/ Взгляд / «Помолитесь обо мне»
/ Взгляд / Жизнь ради другого
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Неизвестный пророк
/ Имена / Великой странствующей душе
/ Умный разговор / «Мой перевод звучит как набат»
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Георгий Якимов
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Алексий Кибардин
/ Дошкольное богословие / В ожидании Чуда
/ По душам / Анастасия Мельникова: «Меня питают Церковь и Маня»
/ Приход / ХРАМ Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревке
/ Служение / Храм на «Логосе»
/ Служение / «Слово» на телевидении
/ Из окна в Европу / Гостеприимная Болгария
/ Из окна в Европу / Болгарская мозаика
/ Место жительства - Петербург / За цельностью – к звездам
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Священник, композитор, дирижер
/ День седьмой / Великопостные концерты: премьеры и открытия апреля
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
"Домик Романовых" в Феодоровском соборе
Это все-таки наша жизнь
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Календарь с сюрпризами