Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Другой пост

Интересный рассказ о том, как практикуют пост представители разных религиозных традиций
Раздел: Информация
Другой пост
Журнал: № 2 (февраль) 2010Автор: Тимур ЩукинИллюстратор: Юлия Нурмагамбетова Опубликовано: 20 марта 2013
Пост у язычников
Среди неписьменных народов, а также в тех языческих религиозных системах, которые тяготеют к магии, распространена мысль, что пост способен защитить от злых духов, которые проникают в человека через пищу и питие, и привлечь «чистых» духов. Поэтому пост предшествует наиболее важным событиям в жизни язычника: охоте, битве, свадьбе, зачатию ребенка. «Лечащий врач»-шаман и одержимый-«пациент» постятся перед ритуалом изгнания духа болезни. В повести Апулея «Метаморфозы» приводится эпизод, в котором юношу, приглашенного присмотреть за телом покойника, заставляют отказаться от пищи во все время дежурства. Это связано с представлением о том, что в присутствии мертвеца особенно высока опасность нападения демонов.

В иных религиозных учениях, лежащих за пределами библейской традиции, пост часто имеет и более возвышенное значение. Он может быть связан не с «внешней» чистотой от злых духов, а с «внутренней» ритуальной чистотой человека самого по себе. С этим связан пост языческих «иереев» перед совершением священнодействия. Например, Геродот писал, что египетские жрецы должны воздерживаться от пищи, перед тем как войти в святилище или принести жертву. По свидетельству Плутарха, афинские женщины, участвующие в Темософориях — празднике, посвященном Деметре, постились в течение дня, «сидя на земле». Особенно важную роль играл пост в различных ритуалах инициации. Например, индийский мыслитель IV века до н. э. Апаштамбха правильность совершения ведического ритуала посвящения в брахманы ставил в зависимость от умеренности жизни новопосвящаемого. С ритуальной чистотой также связан пост в знак траура. Так, древние египтяне ничего не ели несколько дней после смерти фараона.

В ближневосточных культах особенное, если не центральное, значение имеет пост, связанный с воспоминанием смерти и воскресения божества. Например, кульминацией литургического года во фригийском культе Кибелы являлось трехдневное полное воздержание в знак траура по умершему возлюбленному Кибелы Аттису.

Язычники также видели связь между постом и способностью к достижению особых экстатических состояний. Философ Ямвлих Халкидский (III век) описал, как пророк Кларосского оракула постился «день и ночь» перед принятием откровения, а священники Аполлона Дидимского в Бранхидах воздерживались от пищи три дня перед объявлением воли божества.

В индоевропейской религиозной традиции, как и в религии откровения, воздержание имеет автономное от ритуала этическое измерение, помогая освободиться от страстей и очистить сердце и разум от посторонних примесей. Например, Сиддхартха Гаутама постился перед тем как достичь просветления под деревом Бодхи. Пост является необходимой составляющей многих индуистских религиозно-этических практик. Важнейшую роль ему отводили и греческие философы, один из них, Порфирий, написал трактат «О ­воздержании».

Пост в иудаизме
В современном иудаизме практикуются посты трех типов. Во-первых, это периоды воздержания от пищи, установленные Ветхим Заветом и общеобязательные для всех иудеев (кроме больных, беременных и кормящих матерей, а также людей, находящихся в тяжелых жизненных обстоятельствах):

1) Девятого Тишри (конец сентября), или Йом Киппур (День очищения). Это единственный пост, заповедь о котором дана в Пятикнижии (Лев. 16, 29-31; 23, 27-32; Числ. 29, 7). 

2) Девятого Ава (июль) в память о разрушении Первого и Второго Храмов (Иер. 52, 12-13). 

3) 17-го Таммуза (июнь) в воспоминание разрушения стен Иерусалима в период Первого Храма (Иер. 39, 2), разрушения их Титом, а также всех катастроф, случавшихся с еврейским народом. 

4) Десятого Тевета (декабрь) — воспоминание осады Иерусалима Навуходоносором (4 Цар. 25, 1-2; Иер. 52, 4 и далее; Иез. 24, 1-2). 

5) Третьего Тишри (октябрь), или пост Годолии в память об убийстве ставленника Навуходоносора Годолии и его соратников (Иер. 41, 1-2; 4 Цар. 25, 25). 

6) Тринадцатого Адара (март), или Пост Есфир, — день, предшествующий празднику Пурим (Есф. 4, 16).

Для особенно ревностных иудеев авторитетными раввинами были установлены дополнительные постные дни. Например: Десять дней покаяния от Рош Ха-Шана (еврейского Нового Года) до Йом Киппура. Иные постятся еще несколько дней перед Новым годом. В первый понедельник, первый четверг, а также второй понедельник после Пасхи и праздника Кущей были установлены дополнительные дни воздержания для тех, кто злоупотребил вином в праздники. Многие иудеи постятся три недели между 17 Таммуза и Девятым Ава. Воздержанием отмечается также традиционная дата смерти Моисея Седьмого Адара. В иудейских общинах различных направлений приняты и другие постные дни.

Правоверные иудеи постятся в особенно знаменательные для себя дни: в день смерти родителей или в день перед бракосочетанием. Часто пост накладывается на человека во искупление какого-то ритуального проступка. Например, если из рук человека упала Тора, то он должен отказаться от пищи на один день.

Посты в Йом Киппур и Девятого Ава предполагают полное воздержание от пищи и воды от восхода до заката следующего дня. В прочие дни пост соблюдается только от восхода до заката того же дня.

В субботу пост отменяется, а точнее — переносится на воскресенье или четверг. Исключение составляет Йом Киппур. Пост в субботу может быть обусловлен также особыми обстоятельствами, например необходимостью изгнать злого духа.

Пост в инославных церквях
Каноническое право Католической Церкви различает собственно пост и воздержание. «Пост» предполагает ограничение числа вкушений пищи в день (одна полноценная трапеза и две «облегченных»), в то время как «воздержание» означает отказ от мяса. Молоко и яйца для католиков (за исключением жителей Восточной Европы) скоромными продуктами не являются.

До II Ватиканского собора католическая традиция признавала два длительных поста: Великий, предшествующий Пасхе, и Адвент (Рождественский), в течение которых «пост» и «воздержание» перемежались. Кроме того, католики постились в пятницу, в кануны великих праздников, а также в некоторые другие дни. Среди католиков-традиционалистов, а также среди консервативных англикан сохранилась традиция отмечать постом так называемые Quatuor anni tempora — особые дни покаяния (по три в каждом из четырех времен года).

Современная практика более либеральна. Постными днями являются Пепельная среда, каждая пятница Великого поста, Великая Пятница, Великая Суббота и Рождественский сочельник. Если II Ватиканский собор о Великой Пятнице говорит как о дне обязательного и повсеместного поста, то пищевые ограничения в Великую Субботу объявляются только желательными. Современное каноническое право, зафиксированное в «Кодексе Канонического Права» в редакции 1983 года, не предполагает вообще никаких конкретных пищевых ограничений в дни поста. Так, воздержание от мяса может быть заменено другим «подвигом», например милостыней или усиленной ­молитвой.

Во многих католических странах сохраняются «дореформенные» практики поста. Например, католики США ограничивают себя в пище во все время Великого поста, во все пятницы Адвента и в другие дни. 

Перед Причастием католик еще в середине XX века постился три часа. II Ватиканский собор сократил время необходимого поста до одного часа. При этом не возбраняется неограниченное потребление жидкости и лекарств.

Протестантские Церкви относятся к посту по-разному. В англиканской Церкви формально действуют правила «Книги общих молитв» — официального богослужебного сборника. Правила предполагают пост во все время Великого поста, во все пятницы в году, в кануны Рождества, Пасхи, Благовещения, Дня Всех Святых и других больших праздников (всего около 15), в Quatuor anni tempora и другие. В действительности, как и во всем прочем, по вопросу поста в Англиканской Церкви наблюдается крайний релятивизм: от полного отказа до вполне серьезного отношения к посту, которое, например, наблюдалось в среде консервативных англикан в середине XIX века под влиянием Оксфордского движения, стремящегося строить свою жизнь на предании Древней Церкви.

Во многих течениях протестантизма, например в цвинглианстве, пост на первых порах принципиально отрицался. Многие Церкви все же в том или ином виде сохранили эту традицию. Например, среди анабаптистов распространен приватный, то есть никак не регламентируемый пост. Методисты Америки, а также многие харизматы, придерживаются традиции одного из основателей методизма Джона Уэсли, который постился с вечера понедельника до вечера вторника и с вечера четверга до вечера пятницы. В той или иной форме пост в течение Великого поста, а также перед Причастием приветствуется Лютеранской Церковью. Некоторые группы пятидесятников признают нерегулярный пост и постятся довольно строго. Они различают Normal Fast — потребление одной воды в течение поста и Black Fast — полный отказ от пищи и воды. 

Тимур Щукин
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова

Другие статьи из рубрики "Информация"

система комментирования CACKLE