Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Дары на время

Слова о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», сегодня знают даже люди, далекие от Церкви. Для большинства современных людей эта фраза Спасителя звучит как однозначный «диагноз» богачам со стороны Церкви, словно Господь непременно требует от верующего материальной бедности. Критики Церкви охотно используют слова об «игольных ушах» в своей полемике: мол, Бог призывал их, христиан, к бедности, так зачем же им дома (здания), земля, автомобили? И будто бы ловят православных на лицемерии…
Раздел: Острый угол
Дары на время
Журнал: № 3 (март) 2009Автор: Анастасия Коскелло Опубликовано: 21 февраля 2013
На паперти или в автомобиле?
Слова о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», сегодня знают даже люди, далекие от Церкви. Для большинства современных людей эта фраза Спасителя звучит как однозначный «диагноз» богачам со стороны Церкви, словно Господь непременно требует от верующего материальной бедности. Критики Церкви охотно используют слова об «игольных ушах» в своей полемике: мол, Бог призывал их, христиан, к бедности, так зачем же им дома (здания), земля, автомобили? И будто бы ловят православных на лицемерии… 

И все же, зачем христианам богатство? И как оно влияет на посмертную судьбу человека? К сожалению, сами члены Церкви подчас не могут ответить на этот вопрос. 

Подчас причиной тому наша инфантильность, неспособность к рефлексии на тему собственной веры. Подчас — наш «постсоветский» менталитет, искалеченный коммунистической идеологией, с одной стороны, и идеологией «общества потребления», с другой. 

В самом деле, сегодня даже искренне верующий в Бога человек рискует неосознанно воспроизвести идеологему Прудона или Макса Вебера. Рассуждая о сущности материальных благ, современным людям проще всего говорить в терминологии «борьбы классов» и «власти капитала»… Просто потому, что десятилетиями в нашем обществе, кроме советских газет, говоря устами доктора Борменталя, «других не было». 

Однако, если всерьез разбираться в теме и прежде всего — в себе самом, можно найти и иные «ключи» к пониманию этого вопроса.

Три лагеря
Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «В мире не два лагеря — капиталистов и пролетариев, — как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря: 1) безбожные бедняки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира». Нынешний мировой экономический кризис словно вынес на поверхность эти слова и сделал актуальным многое из того, о чем, увы! за последние века позабыла христианская цивилизация. В первую очередь — это слова Господа о сути богатства земного. 

Стоит внимательно прочитать евангельские строки и понять, что Господь не отказывает богатым в наследовании Царства Небесного. Он лишь говорит, что войти туда богатым «трудно». Говоря, «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6, 24), Иисус Христос осуждает богатых не за то, что они богаты, но за то, что в богатстве, в том, что оно приносит: в пирах, в богатых одеждах, в развлечениях, — многие из них находят «утешение». Точно так же Он осуждает всех тех, кто, вне зависимости от своего материального благополучия, ставит свои телесные потребности на место духовных. Тех, кто пытается служить двум господам — Богу и «маммоне» (Мф. 6, 24). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», — напоминает Он (Мф. 6, 33).
 
Богатство опасно тем, что подчас заглушает в человеке стремление к спасению и вечной жизни, тем, что оно приводит человека к забвению самого главного — верховного владычества Божия (Лк. 12, ­15-21). В то же время в христианской истории много имен не просто достойных богачей, но богачей-подвижников. Достоверно известно, что и в окружении Христа были такие люди — тот же Иосиф Аримафейский, который принял в свою гробницу тело Распятого Спасителя и похоронил его. Миллионером-праведником является меценат начала XX века Иннокентий Сибиряков, потративший свое состояние на дела милосердия и окончивший свои земные дни на Святой горе Афон (подробно об Иннокентии Сибирякове и о документальном фильме, ему посвященном, читайте в рубрике «Рецензия». — Прим. ред.). Не будет преувеличением сказать, что для этого человека его богатство, точнее внутренние размышления о его природе, — как раз стало своеобразным «трамплином» на пути веры в Бога. Мучаясь оттого, что богатство возводит стену между ним и остальными людьми, он приходит к мысли, что лишь там, где есть Бог, нет различия между богатыми и бедными. И только в Церкви, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11), он смог почувствовать подлинный смысл жизни. 

О православном… гламуре
И все же нужно признать, что хотя во Христе и нет различия между богачом и бедняком, «богатство» и «бедность» по мере их воздействия на человека существенно различаются. И богачи, и бедняки в равной степени соблазняются материальными благами и впадают в праздность, однако праздность богатых опаснее праздности бедных лишь в том отношении, что она более публична, более видна и оказывает больше влияния на окружающих. 

Особенно очевидно это в современную эпоху, эпоху владычества масс-медиа. Пресловутый стиль гламур, заполнивший собой не только светскую, но и отчасти церковную культуру, как раз и является квинтэссенцией такого праздного богатства.

В самом деле, как гламурное изображение исключает неровности и трещины, так гламурная картина мира исключает наличие беды и горя. 

Гламурный богач не просто кичится своим богатством, а полагает (возможно, искренне), что и у других все вполне неплохо. Что всех нищих, сирот и бомжей спасает благотворительность. Что всех больных детей лечат чудо-доктора. Что все люди счастливы, веселы и получают от жизни удовольствие. А если и не получают, то это их собственный выбор. 

Увы, мы наблюдаем это не только в телевизионной рекламе, но и на страницах церковного «глянца» и в современном «православном кино». Все чаще православные авторы рисуют нам панораму возрождающейся «святой Руси» в сугубо «гламурной» стилистике. Эта радужная картина исключает толпы нищих и калек у притворов храмов, воровство и коррупцию в церковных учреждениях, и если не ненависть, то жгучую неприязнь к Церкви со стороны значительной части общества. Вместо всего перечисленного — только златоглавые соборы и толпы благоговейных верующих, благословляемых духоносными стар­цами, православные чиновники, перерезающие алые ленточки на порогах новых воскресных школ… И словно бы никакого Страшного суда в ­перспективе. 

Теология процветания
Острота ситуации усугубляется тем, что современное общество — общество прогрессирующего социального расслоения. Общество, где различие в положении богатых и бедных стремительно увеличивается, где само богатство словно бы «дематериализуется», превращаясь в некую сверхреальность, заключенную не просто в денежных знаках, домах и участках земли и даже не просто во власти, но в определенных «духовных» возможностях: в некоей новой «свободе», в доступе к особой, тайной информации… 

Увы, воры и аферисты охотно эксплуатируют пороки несправедливого общества. Во все времена было много желающих поспекулировать на амбициях и взаимном противостоянии богатых и бедных. Много их и сегодня, в том числе в религиозном мире. 

Словно иллюстрируя собой приближение последних времен, энергичные проповедники и проповедницы «теологии процветания» с трибун стадионов и с экранов телевизоров убеждают домохозяек и неудачливых предпринимателей: «Господь сделает вас богатыми!». Возрождая ветхозаветное пред­ставление о богатстве как об основном проявлении Божиего благоволения к человеку, «неокальвинисты» выстраивают неправдоподобный, но чрезвычайно притягательный для обывателя образ «капиталистического» христианства. Нищета, по мысли таких «философов», — следствие лени, праздности, неорганизованности и, главное, незнания божественных законов. Принятие своей нищеты, смирение перед трудностями — это постыдное проявление социальной пассивности и даже результат «отпадения от Бога». 

В качестве «рецепта» избавления от бедности гражданам «за пожертвование» предлагаются всевозможные «курсы библейского менеджмента», «школы христианского бизнеса», публичные лекции тех, кто «разбогател при помощи ­Христа»… 

С кротостью и благоговением
Церковное сообщество еще только созревает для того, чтобы «с кро­тостью и благоговением» дать миру четкий ответ на вопросы о богатстве и спасении. 

В 2004 году при поддержке Русской Православной Церкви VIII Всемирным Русским Народным Собором был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». В нем провозглашено, казалось бы, самоочевидное для христиан: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни; не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны»…

Как перевести эти максимы в плоскость конкретных решений хозяев фабрик и директоров предприятий? Как помочь современным миллионерам стать новыми Иннокентиями Сибиряковыми?

Это и есть насущная задача всех тех, кто наделен от Господа богатствами: не только финансами и властью, но также совестью и интеллектом. Говоря: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35), Христос разумеет и богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом… Так пусть же «первый» служит, а не властвует через те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.

Анастасия Коскелло

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

система комментирования CACKLE