Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Где встретить Бога

Мы часто слышим призыв искать встречи с Богом, открыть свое сердце, покаяться. Трудному пути преодоления суетности посвящено множество христианской литературы, но маленькому ребенку о нем рассказать очень сложно. «Разве можно встретить Бога на улице или в магазине? — недоумевает он. — Он со мной только поздоровается или еще и поиграет?»
Журнал: № 2 (февраль) 2013Автор: Анна Гольдина Опубликовано: 18 февраля 2013
Мы часто слышим призыв искать встречи с Богом, открыть свое сердце, покаяться. Трудному пути преодоления суетности посвящено множество христианской литературы, но маленькому ребенку о нем рассказать очень сложно. «Разве можно встретить Бога на улице или в магазине? — недоумевает он. — Он со мной только поздоровается или еще и поиграет?»

Дети живут в своем замечательном мире, где главным законом является игра. Взрослым тяжело войти в эту особую структуру, в которой «понарошку» важнее, чем «взаправду». Но это необходимо сделать, если мы хотим не только донести до малышей смысл какого-либо церковного праздника, но и дать им почувствовать, что в нем затрагивает самую глубину нашего существования.

Симеон неверующий
Сегодня мы будем говорить о Сретении. Вспомним, что египетский царь Птолемей Филадельф хотел иметь в своей знаменитой Александрийской библиотеке великие книги всех известных ему народов мира. В том числе и писания древних евреев. Для этого он пригласил к себе 70 мудрецов, иудеев, знавших греческий язык настолько хорошо, что они могли перевести на него священные тексты своего народа. Пятикнижие Моисеево и Писания пророков были поделены на равные части, и мудрецы принялись за дело. Симеону досталось переводить текст пророка Исаии, говорящий о Благовещении, о том, что Дева, юная девушка, еще не вступившая в брак, будет носить под сердцем будущего Мессию. Это сейчас люди легко принимают решение просто пожить вместе. В те далекие времена подобных явлений не было. Дети должны были рождаться только в законном, т. е. провозглашенном перед всей общиной браке.

Симеон был одним из известных иудейских мудрецов, знатоком Закона. Он не мог согласиться с таким поворотом дела. И поэтому Симеон, переводя, написал по-гречески, что родить Мессию должна молодая, но уже состоящая в браке женщина. Он изменил текст Писания: немного, но, как ему казалось, очень правильно. Но Симеону явился ангел. «Раз ты такой маловерный, — сказал он, — то живи до тех пор, пока своими глазами не увидишь эту Деву и рожденного Ею Младенца».

Есть и другая легенда, связанная с Симеоном. Однажды он, переходя через реку, снял перстень со своей руки и бросил в воду, сказав: «Если найду его, то поверю изреченному пророком и ничего не изменю в тексте». Вечером он остановился на ночлег в одном из селений, находящихся на берегу реки. На ужин ему подали недавно выловленную рыбу. Каково же было изум-ление Симеона, когда в ее животе он нашел свой перстень!

Рамка для внутреннего мира
Давайте сделаем совместную поделку. Для этого нам понадобится большая рамка для фотографий. Вынем из нее стекло и отделим деревянную раму. Сначала предложим детям на листе бумаги той же формы, что и рамка, нарисовать воды и рыб. Сверху и снизу сразу сделаем поля — потом это будет берег нашей реки. Чтобы малыши не ссорились, кто где разместит свою рыбку, разделим лист бумаги на количество окошек, равное количеству детей. Какой-то рыбке можно приклеить блестящий хвостик, сделанный из фольги, а какой-то — пятнышки из цветной бумаги.

Вот картинка сделана. Пока она сохнет, с ребятами можно обсудить несколько вопросов, которые на первый взгляд кажутся далекими от нашей основной темы — Сретение, встреча с Богом. Все рыбки разные — интересно ли тебе было их делать? Приятно ли тебе было, когда кто-то дополнял твою работу? Или тебя это раздражало? Мы знаем, что наш мир создал Бог. Нравится ли Ему, когда мы портим то, что сделано Им? А если мы делаем что-то хорошее? Например, сажаем цветы или деревья? Как вы думаете, а каков мир внутри нас? Похож ли он на тот, что создан Богом? Красив ли он? Можно предложить малышам представить свой внутренний мир и рассказать, как он выглядит. У кого-то это будут цветочки, растущие на полянке в лесу. А у кого-то — машинки, мчащиеся на большой скорости. Для присутствующих на занятии родителей это будет еще одна возможность узнать своего ребенка. Дети же смогут в игровой форме представить свой собственный мир, в который может прийти Бог. Как воспримут обитатели этого мира приход Господа, что скажут? Если позволяет время, можно предложить малышам нарисовать еще несколько картинок. Здесь и родители могут присоединиться. Нам, взрослым, тоже иногда стоит вглядеться в свой внутренний мир, увидеть плотину на речке, засохшие поля и увядающие цветы, чтобы всем сердцем осознать свои грехи перед Богом, а не только исповедовать их устами. Или же, напротив, поразиться буйному весеннему цветению и услышать пение птиц, чтобы поблагодарить Господа за присутствие в нашей жизни.

Итак, речка высохла. Теперь возьмем стекло и положим его сверху. Нужно дополнить наш рисунок, для этого нам понадобится пластилин. Предложим ребятам сделать берег, окаймляющий реку с двух сторон. Будьте аккуратны, не забывайте, что стекло еще нужно будет потом вставлять в рамку. Кстати, саму рамку тоже можно оформить по-разному. Можно просто выкрасить в синий цвет — тогда она станет частью реки. Или же обклеить бумажными салфетками с цветочным орнаментом — тогда она наполнится цветами у реки. Блестки, ракушки, макароны, все, что найдется под рукой, поможет сделать вашу работу яркой и интересной.
Когда совместными усилиями берег будет сделан, соберем рамку. Еще раз спросим ребят, как им работалось вместе. Мешал ли кто-то? Приятно ли делать что-то сообща? Это еще одна возможность напомнить малышам о том, что такое община (в одном из ее аспектов): все разные, но делают общее дело, с пониманием относятся к недостаткам друг друга, к тому, что у кого-то что-то может не получаться, радуются успехам другого: дело от этого только выигрывает.

Мост — к кому?
Теперь осталось сделать мост. Удобнее всего его сделать также из пластилина. Хотя можно использовать и заранее сделанную заготовку и даже детали конструктора. По мосту поедет Симеон и бросит колечко в воду. Какая из рыбок его поймает? Здесь как нельзя кстати пригодится старая любимая игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко».

А теперь обратимся к событиям Сретения. Мы знаем, что после той истории с переводом Симеон прожил очень долгую жизнь. Вот он, старенький-престаренький, стоит у дверей Храма и ждет. Давайте представим, что он думал в этот момент. А еще — возьмем шарфы, накинем их на плечи и представим, что это длинные старинные одежды. Кто будет Симеоном? Кто храмовым стражником? Кто священником? Кто-то может стать Анной-пророчицей, жившей при Храме. А кому-то достанутся роли Марии и Иосифа. Попробуем проиграть эту сцену. Только одно условие: не говорить всем вместе! Постараемся услышать друг друга. И зададим себе такой вопрос: а где же Бог, с Которым происходит встреча? Это Младенец — самый маленький и беззащитный! Тот, Кто только начинает Свою жизнь в этом мире. И одновременно Тот, Кто про этот мир знает все. А может ли Он войти в мир Симеона? Где мостик, речка и цветы? Понравится ли Ему этот мир? Что Он будет там делать? А в мой мир? К моим цветочкам и машинкам? Захочет ли Он по-играть со мной? А я с Ним?

Конечно, одно занятие не может раскрыть все грани сложной темы встречи с Богом. Но мы можем предложить и детям, и родителям задуматься. Каждому по-своему. Детям — проиграть еще раз момент встречи Симеона со Святым Семейством. Пригласить на эту встречу свои любимые игрушки, взять фломастеры и карандаши. Чтобы привычными, доступными малышу средствами сделать евангельские события ближе и тем самым открыться навстречу Богу через знакомство с Его Словом. А взрослым — понаблюдать за своими чадами и задать себе те же самые, на первый взгляд детские, вопросы: они могут помочь нам глубже осознать свою веру. 

Анна Гольдина
иллюстрация : Екатерина и Софья гаузельман

Другие статьи из рубрики "Дошкольное богословие"

система комментирования CACKLE
4 декабря, воскресенье
rss

№ 2 (февраль) 2013

Обложка

Тема номера:Отец защитников отечества

Статьи номера

ПРАЗДНИК
15 февраля Русская Православная Церковь празднует Сретение Господне
6 февраля — память святой блаженной Ксении Петербургской
АКТУАЛЬНО
Нужен ли России закон о добровольцах?
Сталинградская битва: шесть фактов
ПОДРОБНО
/ От редакции / Новомученики как проводники памяти
/ Острый угол / Оживший синодик
/ Интервью / Святые контрреволюционеры
/ Взгляд / Процесс возрастания
/ Крупный план / Два армейских года
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Апокрифический дискос
/ Имена / Стоик, который не устоял
/ Умный разговор / Кого разделяет гробовая черта?
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Александр Заплетин
/ Дошкольное богословие / Где встретить Бога
/ По душам / Отец солдатам
/ По душам / Африканская графиня
/ Приход / Церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Невской Дубровке
/ Служение / Ведь надо же что-то делать
/ Служение / Операция«Искра»: 70 лет спустя
/ Место жительства - Петербург / Жизнь и необычайные приключения Московских триумфальных ворот
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Динарии, антонианы, драхмы…
/ День седьмой / Все на бал!
/ Книжная полка / Кривошеина К.И. Пути Господни
/ Книжная полка / Судоса И.Н. Священно- и церковнослужители в православной Церкви.
/ Книжная полка / Книга Деби Глиори "ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ"
/ Анонсы и объявления / «Всенощная» Рахманинова в капелле
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Храм с русской душой
«Нам это нужно, как воздух!»
«Ирландцы» на Шпалерной
Открытый урок мужества
О блокаде — из Латвии
Найти ключ к замку