Где родился Иисус?

Многим читателям Нового Завета кажется, что ответ очевиден. Во второй главе своего Евангелия Матфей прямо говорит: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2, 1). Вдумчивый читатель, однако, обратит внимание на то, что нигде в Евангелиях Иисус не назван «Иисусом из Вифлеема», и наверняка захочет узнать, что Матфей говорит о Рождестве в последующих главах Евангелия, а также как Рождество описано другими евангелистами.
Раздел: Lingua Sacra
Где родился Иисус?
Журнал: № 1 (январь) 2013Автор: Владимир Иванов Опубликовано: 7 января 2013
Многим читателям Нового Завета кажется, что ответ очевиден. Во второй главе своего Евангелия Матфей прямо говорит: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2, 1). Вдумчивый читатель, однако, обратит внимание на то, что нигде в Евангелиях Иисус не назван «Иисусом из Вифлеема», и наверняка захочет узнать, что Матфей говорит о Рождестве в последующих главах Евангелия, а также как Рождество описано другими евангелистами.


Фрагмент из книги James H. Charlesworth «The Historical Jesus: An Essential Guide», Nashville, 2008 (Джеймс Чарльзворт «Путеводитель по историческому Иисусу», Нэшвилл, 2008). Перевод Владимира Иванова


Вифлеем 
Итак, евангелист Матфей утверждает, что «Иисус родился в Вифлееме». Сегодня, как и две тысячи лет назад, эти слова не вызывают сомнений у подавляющего большинства христиан. Но так ли это? Чтобы дать ответ, нужно проанализировать Евангелие не только с позиции соответствия исторической действительности, но и с позиций богословия Матфея.

Geographicus_-_IsraelPalestine-anville-1794.jpg
Карта Палестины конца XVIII века

Богословский замысел Евангелия раскрыт во второй главе: Матфей хочет показать, что Иисус является Мессией, потому что исполняются ветхозаветные мессианские пророчества. У Матфея это стремление выражено полнее, чем в других Евангелиях. Именно поэтому в историю Рождества Матфей включает слова пророка Михея о том, что Мессия должен родиться в Вифлееме:

И ты, Вифлеем, земля Иуды,
Ничем не меньше воеводств Иудиных!
Ибо из тебя произрастет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.
(Мф. 2, 6; Мих. 5, 1-3)

Мы видим, что Матфей, находившийся под сильным влиянием ветхозаветного пророчества, скорее всего, не интересовался его исторической достоверностью. Ученые делают вывод, с которым сложно не согласиться: рассказывая о Рождестве, Матфей руководствовался не индукцией (от фактов к гипотезе), а дедукцией (от гипотезы, то есть имеющегося пророчества, к фактам).

Обратим внимание на то, какими уникальными чертами обладает история Рождества в изложении Матфея. Из всех евангелистов только Матфей рассказывает историю о волхвах, приносящих Иисусу царские дары: видимо, для того, чтобы показать, как исполняется пророчество о Мессии у пророка Михея (который видит в Мессии иудейского царя) и в Книге Псалмов: «Цари Фарсиса и островов пусть несут ему дань, цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71, 10). Из всех евангелистов только Матфей рассказывает о бегстве в Египет: скорее всего, для того, чтобы показать, как исполняются пророчества Осии (Ос. 11, 1) и Исаии (Ис. 19, 21). Только Матфей рассказывает об избиении младенцев Иродом (Мф. 2, 16-18), о прибытии Святого семейства из Египта в Назарет (Мф. 2, 19-33). В этих рассказах есть отзвук ветхозаветных историй о детстве Моисея и исходе евреев из Египта.

Из приведенных чтений видно, что богословская позиция Матфея заключается в следующем: Иисус есть Мессия, ибо вся Его жизнь есть исполнение пророчеств; Иисус обладает необходимыми для царя качествами: царским происхождением и мудростью (как Соломон); Иусус восходит на гору, чтобы научить народ — как это делает его предшественник Моисей.

611.jpg
Римский император Август (правил с 31 года до н. э. по 14 год н. э.). Его имя Лука упоминает в связи с рождением Иисуса и переписью, проведенной римлянами. «В то время вышел указ, в котором император Август повелевал провести перепись по всей земле» (Лк. 2,1). Перепись, скорее всего, была проведена позже — уже после рождения Иисуса

Евангелист Лука, как и Матфей, утверждает, что Иисус родился в Вифлееме (Лк. 2, 4-7). Как повлияла бого-словская позиция Луки на его рассказ о Рождестве? Мы знаем, что характерные черты Евангелия от Луки — это подчеркнутый интерес к «истории» и к женским персонажам, любовь к поэзии, озабоченность тяжелой долей простых людей, особое внимание к Иерусалиму и Храму. Они ясно выражены и в истории Рождества.

Вот детали истории Рождества, которые сообщает нам Лука и не сообщают другие евангелисты:
— предсказание Захарии о Рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1, 5-25);
— посещение Марией Елисаветы (Лк. 1, 39-45);
— хвалебная песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» (Лк. 1, 46-57);
— рождение и обрезание Иоанна Крестителя (Лк. 1, 57-66);
— песнь Захарии «Благословен Господь» (Лк. 1, 67-80);
— рождение Иисуса во время переписи (Лк. 2, 1-7);
— явление ангела пастухам (Лк. 2, 8-20);
— обрезание Иисуса и встреча Младенца с Симеоном в Храме (Лк. 2, 21-40);
— проявление Иисусом мудрости в Храме (Лк. 2, 41-52).

Что касается переписи, якобы проведенной римским императором Августом и использованной Лукой для датировки и локализации Рождества, то исследователь имеет все основания усомниться в историчности этого события. Дело в том, что перепись не могла быть проведена римлянами так, как она описана в Евангелии. В империи перепись проводилась с целью учета податного населения. Представляется невероятным, чтобы каждый плательщик мог точно знать место своего рождения и имел бы возможность вернуться туда на время переписи. Видимо, Лука соединил упоминание о переписи Квириния 6 г.  н. э. с Рождеством, которое имело место раньше.

Поразительно, но ни Лука, ни Матфей не используют словосочетание «Иисус из Вифлеема». Для обоих авторов Иисус — всегда «из Назарета». Рассказав историю Рождества и юности Иисуса, евангелисты тут же забывают о Вифлееме, заостряя внимание читателя на тесных связях Иисуса с Галилеей, а в особенности с Назаретом, который назван «Его Отечеством» (Мф. 13, 54, 57) и городом, «где Он был воспитан» (Лк. 4, 16). Исследователи Нового Завета по-разному понимают эти строки. Одни считают, что эти слова опровергают утверждения первых глав обоих Евангелий о Вифлееме как о родном городе Иисуса. Другие полагают, что противоречий нет: Матфей и Лука рассказывают читателю о юности Иисуса, а не о том, где он родился.

В историях о Рождестве мы находим больше противоречий, чем в любом другом из сюжетов Евангелий. Можно предположить, что традиция, сделавшая Вифлеем родным городом Иисуса, сформировалась под влиянием веры в царское происхождение Иисуса. У нас имеются все основания думать, что первые последователи Христа не сомневались в том, что Он является потомком Давида (Рим. 1, 3). Авторы «вифлеемской традиции» не могли не знать о том, что царь Давид был посвящен в цари в Вифлееме (1 Цар. 16, 1-13). Именно об этом говорит Лука: согласно евангелисту, отец Иисуса, праведный Иосиф, «был из дома и рода Давида» и поэтому во время переписи направился «в город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2, 4, 11).

Итак, при анализе эпизодов, описывающих рождение Иисуса в Вифлееме, исследователи разойдутся в своих выводах.

Текстолог обратит внимание на то, что описания детства Иисуса есть только у Матфея и Луки, причем у каждого — свое собственное. Историк скажет, что обращение к ветхозаветным пророчествам ставит под вопрос историчность эпизодов, описывающих Рождество. Это главные аргументы, которые выдвигаются исследователями, пытающимися оспорить свидетельства Евангелий о том, что Иисус родился в Вифлееме.

Иначе будет рассуждать ученый-богослов. С его точки зрения, Иисус мог родиться в Вифлееме, а процитированные евангелистами пророчества подчеркивают богословский смысл этого события. Богослов обратит внимание на то, что Матфей и Лука, которые приводят столь непохожие описания Рождества, сходятся в обозначении Вифлеема как места рождения Иисуса. Богослов обязательно добавит, что богословие и история не противоречат друг другу.

Но предположим, что богослов не прав. Можно ли отвергнуть «вифлеемскую гипотезу», не пожертвовав христологией, то есть учением об Иисусе как о Мессии? Согласно иудейским текстам, написанным приблизительно в то же время, что и Евангелия, Мессия мог родиться в Вифлееме, но это условие не было обязательным. Мессия мог родиться и за пределами Вифлеема: например, спуститься с неба или подняться из глубин моря. Вот что говорит о Мессии 3‑я книга Ездры:

«И было после семи дней, я видел ночью сон: вот, поднялся ветер с моря, чтобы возмутить все волны его. Я смотрел, и вот, вышел крепкий муж с воинством небесным… Я изнемог от великого страха, пробудился и сказал: „Ты от начала показал рабу Твоему чудеса сии и судил меня достойным, чтобы принять молитву мою, покажи же мне и значение сна сего“… И Он сказал мне: „Как не можешь ты исследовать и познать того, что во глубине моря, так никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его“» (3 Езд. 13, 1-3, 52; перевод из Толковой Библии Лопухина).

Автор этого текста был современником Матфея и Луки. Как явствует из приведенного отрывка и из других мест этого памятника, автор, как и евангелисты, видел в Мессии Сына Божия.

Вифлеем в Галилее
Известно, что Иисус провел свою молодость в Нижней Галилее. Там же Он начал свое общественное служение, перебравшись из Назарета в Капернаум. Можно предположить, что Иисус родился в Вифлееме Галилейском — местечке, которое было основано евреями уже в римскую эпоху и располагалось в холмистой местности к северу от равнины Эль Баттуф. Это место упоминается у Иисуса Навина (Нав. 19, 15) и в Книге Судей (Суд. 12, 8-10). Такое предположение хорошо объясняет, почему евангелисты связывают деятельность Иисуса, родившегося в Вифлееме, с Галилеей. Однако это предположение лишено богословского содержания: наследники Давида не могли происходить из Вифлеема Галилейского.

Назарет
Большинство историков считает, что местом рождения Иисуса был Назарет. Пять фактов указывают на это:

1. В Евангелиях Иисус назван «Иисусом из Назарета». Родительный падеж, употребляемый с предлогом «из» (ἀπό) в греческом языке часто обозначает место происхождения: словосочетание «Иисус из Назарета» значит, что Он родился в Назарете. У Марка (Мк. 1, 9) употреблен тот же предлог: «Пришел Иисус из [ἀπό] Назарета Галилейского». Это можно перевести так: «Иисус происходил из Назарета».
2. Нигде в Евангелиях об Иисусе не говорится «Иисус из Вифлеема».
3. Назарет — родной город Иисуса, согласно самому раннему из Евангелий — Евангелию от Марка: «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество [= Назарет]» (Мк. 6, 1). Здесь употреблено греческое слово «πατρίς», обозначающее «отчий дом», а в поэтическом языке «Отечество, Родину»;
4. Евангелист Иоанн, скорее всего, считал Назарет родным городом Иисуса. В начале своего Евангелия Иоанн приводит такой диалог между апостолом Филиппом и Нафанаилом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: „Мы нашли того, о Котором писал Моисей в Законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа из Назарета“. Но Нафанаил сказал ему: „Из Назарета может быть что доброе?“» (Ин. 1, 45-46).
Из этого диалога следует, что Иисус пришел из Назарета, то есть родился в Назарете. В другом месте 
Иоанн рассказывает, что Никодим не может ничего ответить на обвинения фарисеев, которые говорят, что 
Иисус потому лжепророк, что «из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7, 52);
5. При въезде в Иерусалим народ приветствовал Иисуса как «пророка из Назарета Галилейского» (Мф. 21, 11).

Согласно мнению большинства ученых, эти строки Евангелий можно объяснить только предположением, что местом рождения Иисуса и был Назарет.

610.jpg 
Поклонение волхвов. Барельеф на саркофаге в катакомбах святой Агнессы. IV век 

Иерусалим
Вероятно, Иисус мог появиться на свет и в иудейской столице. Четыре факта можно привести в поддержку этой гипотезы:

1. Как показывают археологические раскопки, потомки Давида жили именно в Иерусалиме. Согласно же Евангелиям, Иисус был прямым потомком Давида;
2. Родственники Иисуса — Елисавета и Захария — жили неподалеку от Иерусалима, к западу от него;
3. Иисус часто бывал в Иерусалиме, и именно там он отметил бар-мицву, то есть праздник совершеннолетия (Лк. 2, 41-42);
4. Из Деяний мы знаем, что родственники Иисуса оставались в Иерусалиме сразу после Его смерти (Деян. 1, 14, 12, 17).
Ни один из этих фактов, однако, не может быть твердым доказательством того, что Иисус родился в Иерусалиме: евангелисты даже гипотетически не рассматривали этот вариант, хотя факт рождения в Иерусалиме мог бы убедить читателей Евангелий, что Иисус происходил из рода Давида и был Мессией.

Капернаум
Хотя это предположение и является маловероятным, некоторые исследователи предполагают, что Иисус родился в Капернауме — рыбацкой деревушке на северном берегу Генисаретского озера. «Чрез несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме [ἐν οἴκῳ]», — говорит Марк (Мк. 2, 1). Матфей говорит, что Капернаум был «Его городом» (Мф. 9, 1). Означает ли это, что Иисус родился в Капернауме? Скорее всего, нет. Дательный падеж, употребленный Марком в греческом тексте — ἐν οἴκῳ, значит «дома», то есть внутри здания. Что касается Матфея, у него Капернаум — место в Галилее, где Иисус остановился после того, как покинул Назарет (Мф. 4, 13). Этот город никак не упоминается в рассказе о Рождестве, и, скорее всего, его появление в тексте обусловлено композиционными особенностями Евангелия.

Многие исследователи полагают, что установить, где именно родился Иисус, просто невозможно: ни Евангелисты, ни апостолы не были свидетелями рождественских событий. Как показывает анализ текста, рождественские истории относятся к тому материалу, который был включен в Евангелия уже после их написания. Они плохо сочетаются с историей служения и смерти Иисуса и больше похожи на прологи к этой истории. В наиболее ранних Евангелиях (от Марка и от Иоанна), а также в посланиях Павла истории Рождества никак не отражены. Более того, никто, включая учеников Иисуса, ни разу не упоминает о чудесах, сопутствовавших Его рождению.

Подведем итоги. Описания Рождества содержатся только в Евангелиях от Матфея и Луки, которые являются поздними Евангелиями и черпают информацию из Марка и из других источников. Оба описания мотивированы желанием показать, что вся жизнь Иисуса есть исполнение ветхозаветных пророчеств. Оба описания носят отчетливый богословский характер и сильно отличаются друг от друга.

Желание Матфея и Луки показать, что Иисус должен был появиться на свет в Вифлееме, не означает, конечно, что он не мог родиться там, однако явно уводит нас от главного. Ведь ясно, что Иисус родился где-то на Святой Земле.

Можно, конечно, сказать, что божественная природа Иисуса преодолевает условности географии, ведь сам Иисус говорит: «Я от вышних и не от сего мира» (Ин. 8, 23). Но христиане верят не только в божественную, но и в человеческую природу Иисуса, поэтому их не может не интересовать, где именно Он родился. Чтобы найти ответ на этот вопрос, историку следует избегать двух крайностей: с одной стороны, характерной для античности слепой веры в чудеса, с другой стороны, от современного категорического неприятия всего сверхъестественного. 

из книги
James H. Charlesworth «The Historical Jesus: An Essential Guide», Nashville, 2008 (Джеймс Чарльзворт «Путеводитель по историческому Иисусу», Нэшвилл, 2008).

Перевод Владимира Иванова

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Lingua Sacra"

19 апреля, пятница
rss

№ 1 (январь) 2013

Обложка

Тема номера:Космос - вчера, сегодня, завтра

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012/2013 год
ПРАЗДНИК
Образ Боговоплощения 25 января – день памяти иконе Божией Матери «Млекопитательница»
Рождественские подарки. Что внутри?
АКТУАЛЬНО
Социальный патронат: угроза или сохранение?
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Вселенная» — от слова «вселиться»
/ Взгляд / Дело за целью
/ Крупный план / В космос — с Богом!
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Памяти великого мифа
/ Lingua Sacra / Где родился Иисус?
/ Имена / Судьба митрополита
/ Имена / Великий неудачник
/ Умный разговор / Фактор выживания
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Владимир Афанасьев
/ Ленинградский мартиролог / Лаговский Иван Аркадьевич
/ Дошкольное богословие / Рождественские поделки
/ Приход / Храм святой равноапостольной Нины
/ Служение / Со своей колокольни
/ Служение / «Счастье навсегда»
/ Место жительства - Петербург / Через смерть к победе
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Сотворение» в капелле
/ День седьмой / Крещенские контрасты
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Молитва о единстве христиан
Христова елка
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Ветхий Завет — с интересом
«Не только герои: мученики»
«Искренность не репетируется»
Батюшкина школа
Подарки для всех
Музыканты за круглым столом