Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я хочу рассказать тебе… об иконе

Заметки об уроке-практикуме по курсу ОРКСЭ «Основы православной культуры»
Журнал: № 12 (декабрь) 2012 Опубликовано: 21 декабря 2012
Заметки об уроке-практикуме по курсу ОРКСЭ «Основы православной культуры»

Буклет, как известно, — широко распространенная рекламная продукция. Яркая, красочная, несложная в исполнении программка с лаконичным содержанием, информирующим и одновременно заинтересовывающим читателя. Именно эти свойства и позволяют использовать буклет как универсальный технологический элемент в обучении разным предметам. 

Буклет, о котором пойдет речь, станет результатом общего труда, в процессе которого учащиеся младших классов научаются совместному творчеству, умению формулировать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, находить компромисс, мотивировать свои действия.

«Я хочу рассказать тебе...» — так, к примеру, можно назвать буклет, который сделает учитель вместе с учениками на уроке ОПК. Пусть этот урок будет уроком обобщения и систематизации знаний при изучении той или иной темы и одновременно уроком приготовления памятного подарка другу, родителям, крестным. 

Занятие по созданию этого буклета предваряется новой темой: уроком о православной иконе. Основные сведения получены учащимися, важная информация усвоена — знаниями хочется поделиться с родными, друзьями. Почему? Потому что это урок доброй и умной красоты: рассказать мало, хочется показать… сделать важный подарок: приобщить к своей радости. Так можно зародить у ребят мотивацию к созданию буклета (который впоследствии может стать не только подарком, но и книжной закладкой, дорогой памяткой). А если мы хотим поделиться своей радостью, нужно это сделать хорошо, качественно. 

В начале урока уточним с детьми, что такое буклет, рассмотрим, подержим в руках готовые и интересные варианты. Тогда станет понятно, что буклет — популярная типографская продукция — обычно содержит в сжатом виде самую важную, самую главную информацию о предмете или событии. Важное и удобное для наших учебных целей его отличие – то, что каждая страничка буклета является своего рода «главой», автономным, но неразрывно связанным с остальными страничками информационным пространством. Отметим, что как и всякая другая печатная продукция, буклет требует тщательного обдумывания, четкой разработки макета: плана расположения иллюстраций и информации. 

Затем пригласим детей к созданию макета: разделим класс на группы по 4-5 человек, удобно рассадим их за столами.

На первом этапе рассмотрим предметы, лежащие на столах каждой группы. Это принадлежности для письма и рисования, тематические тексты и иллюстрации и макеты задуманного буклета. Макетов два; один — «черновик»: чистый лист, сложенный в буклетную форму из шести частей-полей. Он нужен для того, чтобы ребята могли наглядно представить, что и на какой страничке буклета будет расположено. Другой — заготовка, трафарет, с которым будет вестись работа. 

501.jpg

У нас шесть страничек, то есть локальных пространств буклета, — и шесть групп. Но материал будет единым. В конце работы мы сведем его вместе с помощью компьютера и электронной доски и посмотрим, какой у нас получится подарок. 

Теперь группы распределяются по буклетным полям. Это группы №№ 1, 2 и т.д. Каждая группа занимается извлечением информации для своей части буклета и ее оформлением, памятуя, что это только часть целой работы, нашего общего подарка родным и друзьям.
Для каждой группы учитель заранее готовит информационный лист. Приведу пример текста для группы № 1, которая оформляет титульный лист. Детям нужно извлечь из него краткую исчерпывающую информацию. 

Информационный лист № 1
Задание. 
1. Выбери необходимую информацию для оформления первой странички буклета. Кратко запиши ответы в макет свой страницы.
Празднование Божией Матери в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление иконы в Казани в 1579 г. Случившийся в то время пожар истребил половину города. Тогда девятилетней дочери стрельца Онучина, который собирался построить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия. Она повелела сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы извлекли из земли Ее образ. Рассказу девочки не сразу поверили, но после нескольких напоминаний 8 июля (21 июля по новому стилю) была обретена икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня. Данный образ получил название по месту обретения — Казанский.

4 ноября — день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери. Это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. 

С 2006 года 4 ноября отмечается как государственный праздник — День народного единства.

Подобная информация к теме дается учителем и для групп №№ 2, 3, 4, 5, 6. Дети выполняют работу. Учитель выступает в роли тьютора. (На данный урок учитель может пригласить преподавателей изобразительного искусства, мировой художественной культуры (МХК), истории, классного руководителя.) 

Примерно за 20 минут дети справляются со своей работой. Наступает момент соединения всех трудов. Это делаем вместе. Учитель садится за монитор компьютера, соединенного с электронной доской, и под руководством ребят начинается формирование электронной версии буклета. Вполне естественно, что во время набора и постановки на страницу текстов, иллюстративного материала будет происходить общая заинтересованная корректировка: это еще более повысит заинтересованность ребят в качестве конечного результата. Кроме того, при оформлении каждой страницы все ребята будут снова повторять материал, который дан в «сгущенной» форме, и поэтому отражает главное, то, что непременно следует сохранить в своей памяти.

Последовательно оформляется каждая страничка. Так может выглядеть, например, 1 страничка.

500.jpg

Затем все вместе просматриваем макет перед тем, как вывести бумажную версию: оцениваем полноту содержания, взаимосвязь материала на страничках, красоту и удобочитаемость буклета. Выводим. Рассматриваем, как буклет выглядит в бумажной версии. 

Если надо, правим еще раз.

И, пока принтер выводит подарочный тираж для участников работы и их друзей, проговариваем, как именно буклет можно подарить, как достойно хранить.

Подобные творческие работы можно провести в конце года по многим темам, например: «Святые покровители моей семьи», «Небесные покровители нашего города».

Рассмотренная нами работа является технологией проектного характера. Как и рекомендует новый образовательный стандарт, наш проект связан с формированием универсальных умений учащихся: работе с информацией, отработкой логики, стратегии ее развертывания, умением выделять главное, «свертыванием», умением представлять информацию в разных формах, умением работать в группе, слушать и слышать друг друга. И одновременно в процессе этой формируются умения, названные в стандарте «личностными», в том числе и те из них, которые постепенно формируют мировоззренческую сферу ребенка. А это, как мы понимаем, особенно важно. 

Макет буклета создается в программе Microsoft Office Publisher, которая так же проста в исполнении, как и Power Point. Возможности программы позволяют ориентироваться на собственный вкус и художественное чутье. Однако есть некоторые каноны по оформлению печатной продукции. Поэтому можно обратиться к книге Яна Чихольда. Ознакомиться с книгой можно на сайте).

Ирина Николаевна Смирнова,
преподаватель ОПК в ГОУ лицее № 244

Другие статьи из рубрики "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

система комментирования CACKLE
6 декабря, вторник
rss

№ 12 (декабрь) 2012

Обложка

Тема номера:Митрополит Владимир - 50 лет в архиерейском сане

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Митрополит Владимир: «И служи верно…»
10 декабря — икона Божией Матери «Знамение»
АКТУАЛЬНО
Дискуссия между соборами
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Ленинградская симфония. Зарисовка третья. Чиновник на храмостроительстве
/ Острый угол / Ленинградская симфония. Зарисовка вторая. Священники в больнице
/ Острый угол / Ленинградская симфония. Зарисовка первая. Школьники и церковники
/ Интервью / Маркер душевного состояния
/ Информация / Простые предложения
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Подлинная история
/ Lingua Sacra / Время Спасения
/ Имена / Историк с небесным именем
/ Имена / Русский писатель с немецкой фамилией
/ Умный разговор / Оболочка идентичности
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Олег Луферов
/ Дошкольное богословие / Кто без греха?
/ По душам / Алёна Биккулова: «Я верю в чудеса»
/ Приход / Храм святителя Николая Чудотворца на Долгоозерной улице
/ Служение / Праздник к вам приходит…
/ Служение / Наша карельская Нарния
/ Место жительства - Петербург / Если б не было войны…
КУЛЬТПОХОД
/ Афиша "ВЖ" / Встреча с волхвами
/ Афиша "ВЖ" / Невский конкурс
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
«Философский пароход» — с корабля современности?
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
В здоровом теле здоровый дух
Престольный праздник без престола
Храм в колыбели искусства
Не быть слепыми сердцем
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Я хочу рассказать тебе… об иконе