Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Кто без греха?

Может ли духовное падение повредить или, напротив, помочь человеку на его пути ко спасению? Да и вообще, почему мы грешим? На эти вопросы взрослый сможет найти ответы, но малыш, еще не различающий полутонов, запутается и растеряется.
Журнал: № 12 (декабрь) 2012Автор: Анна Гольдина Опубликовано: 19 декабря 2012
Может ли духовное падение повредить  или, напротив, помочь человеку на его пути ко спасению? Да и вообще, почему мы грешим? На эти вопросы взрослый сможет найти ответы, но малыш, еще не различающий полутонов, запутается и растеряется.

Провести занятие по такой сложной теме нам поможет картина Василия Поленова «Христос и грешница» — гигантское полотно, находящееся в Государственном Русском музее. Это — первая крупная работа художника, сам он изначально назвал ее «Кто без греха?» Цензура того времени не пропустила название, и это сильно огорчило мастера, стремившегося к максимальному соответствию духу евангельского рассказа.

Как известно, сюжетом картины послужил рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии и приведенной к Иисусу на суд (Ин. 8, 2-11). Что такое прелюбодеяние, объяснить ребенку достаточно трудно. Можно не акцентировать внимание детей на грехе, в котором была взята эта женщина. Но можно и объяснить, что в те времена к повторным бракам, которые сейчас не редкость, относились сурово, и Церковь придерживается взгляда, что муж и жена должны быть друг у друга одни и навсегда.

Разговор же о картине начнем с того, что посмотрим на изображение сидящего Христа и группу из двух фигур на вершине лестницы, у самого входа в храм. Один из священников, внимательно следящих за происходящим, скорее всего, великий законоучитель Гамалиил. В XIX веке, когда Поленов писал картину, считалось, что дед Гамалиила был учителем маленького Иисуса. То есть с Гамалиилом, по мнению Поленова, Иисус мог быть знаком с детства. Сейчас мы знаем, что это предположение было неверным. Но для Поленова это было очень ценно. И вот почему.

Мы видим как бы встречу двух ровесников, двух выросших мальчиков, некогда игравших вместе. Если следовать тому, что нарисовано на картине, Гамалиил был несколько старше Иисуса, а значит и относился к Нему так же, как обычно мы относимся к своим младшим братьям и сестрам или младшим друзьям по играм. Взрослые бы сказали «несколько снисходительно», т. е. сверху вниз, не только потому, что мы выше ростом, но потому что мы умнее и больше знаем. И на картине Гамалиил стоит наверху ступенек, он намного выше Иисуса. Он смотрит сверху вниз. Он как бы во всем выше Иисуса: и потому, что он известный знаток Закона, и потому, что богат, и потому, что уважаем множеством людей. В то же время Гамалиил олицетворяет библейскую мудрость, прекрасную, но далекую от людей.

Все подчеркивает эту связь: идущие в параллель выступы, дверные проемы, колонны храма, стволы деревьев справа и слева и даже фигуры людей, стоящих вдоль лестницы. Христос же, сидящий у подножия храма, наоборот, оказывается близок и понятен этим самым людям.

Иисус Поленова — обычный простой галилеянин. Он сидит прямо на земле. У него загорелое лицо. Он словно часть окружающего пейзажа, которому художник уделяет много внимания и места.

В те времена еще ничего не знали о кино, поэтому для художников было важно суметь остановить мгновение так, чтобы передать через него настроение, эмоции и чувства, которые переживали изображенные на картине люди. Поленов продумывает все: от маленькой травинки до мощных камней храма. Каждая складка столь разнообразных костюмов тщательно прописывается: от богатых одежд фарисеев до простых рубашек бедняков. От художника не усколь-зает ни одна деталь. Он одинаково внимателен и к едва заметным листочкам, пробивающимся сквозь толщу камней, и к прячущимся от дневного зноя под раскидистым деревом людям. И люди, изображенные мастером, реагируют на происходящее очень по-разному: от тихой задумчивости и отстраненности до любопытства, страха и злобы.

В центр композиции Поленов помещает фарисея и рыжебородого саддукея, за которыми — разъяренная толпа, приведшая грешницу. Таким образом, все действие словно строится вокруг вопроса: «Учитель!.. Моисей заповедовал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» (Ин. 8, 5).

Что имел в виду фарисей, спрашивая Христа? Для иудея вся муд-рость заключена в Законе, данном Моисею. Это — незыблемые нормы, которые необходимо соблюдать, иначе иудейский мир обрушится. Закон — это не только знак послушания, но и основа миропорядка. Фарисей задавал не праздный вопрос, в котором сквозила неприязнь к провинциальному учителю. В нем было и желание понять, что предлагает этот Проповедник, на чем строится Его вера.

Мы должны понимать, что вера иудеев несколько отличается от того, к чему привыкли мы. Размышление и рассуждения о Боге, умение и желание задавать вопросы, стремление увидеть что-то новое и дискутировать являются неотъемлемой частью иудейской духовной жизни, такой же важной и значимой частью, как молитва. Вопрос, заданный Христу, нам кажется только искушением, но в нем мог заключаться и призыв к диалогу. 

Но Иисус не был обычным рабби. Он не дает простых ответов и не предлагает отстраненных размышлений. Господь ищет сокрушения сердца о своем несовершенстве, а не красивых слов и законных поступков. Может быть, поэтому Он остается один? Что легче: показывать свою набожность или жить в духе покаяния?

Если мы заглянем чуть дальше событий, изображенных на картине, то вспомним, что потом никто не захотел бросать в грешницу камень. Все ушли. И тогда Иисус спрашивает саму эту женщину: «Где же твои обличители?» Он предлагает ей остаться наедине со своей совестью. На людях можно принимать разные позы и примеривать разные роли. Можно строить из себя великого грешника или великого праведника, но тяжело обмануть собственное сердце… Иисус не осуждает женщину, но открывает для нее путь настоящего покаяния.

А теперь я предлагаю вам представить себя на месте этой согрешившей женщины. Например, кто-то из нас баловался и разбил любимую мамину чашку. Мама очень расстрои-лась. Представь, как будто она взяла тебя за руку и подвела к Иисусу. Теперь ты один на один с Господом. Мама пожаловалась и ушла. Что ты чувствуешь? Тебе стыдно? Страшно? Одиноко? Хочется плакать? Как ты думаешь, что нужно сделать? Попросить прощения у мамы и у Господа? Сделать что-то хорошее? Как-то помочь маме?

Чашку склеить уже не удастся, но можно искренне извиниться и, что, наверное, даже важнее, постараться больше так не поступать. Каждый раз, когда хочется совершить какой-то не очень хороший поступок, стоит вспомнить о том, что ты чувствовал тогда, разбив чашку, и вовремя остановиться.

В заключение занятия предложим детям сложить чашку из «осколков». Можно использовать картинку наподобие тех, которые используются в учебниках математики для малышей и устроены по типу пазла. Другой вариант — предложить детям склеить разделенную пополам чашку из папье-маше. Для соединения осколков мы используем клей, а что может послужить такой «склеивающей субстанцией» в нашей жизни? Пусть малыши сами предложат варианты, как проявить заботу и любовь по отношению к друзьям и близким, к тем, кого они обидели.

Такая работа, как и предыдущее размышление у картины, позволит детям лучше осознать, что является грехом в их жизни, как с ним бороться, когда просить прощения. И во многом послужит тому, чтобы научить их приходить к Богу без страха, осознавая, что любой грех, принесенный Господу, может получить прощение и быть исцелен.

На картине множество героев. Можно дать ребятам необычное домашнее задание: представить себя на месте кого-нибудь из персонажей. Подумать, что этот человек мог чувствовать, о чем думать. Пусть малышам помогут родители. Можно предложить детям нарисовать этого человека или сделать аппликацию на тему того, чем он занимается в обычной жизни, за пределами картины. Это поможет детям крепче усвоить полученные знания и применить их в их обычной жизни, в том числе и духовной. 

Анна Гольдина

Другие статьи из рубрики "Дошкольное богословие"

система комментирования CACKLE
5 декабря, понедельник
rss

№ 12 (декабрь) 2012

Обложка

Тема номера:Митрополит Владимир - 50 лет в архиерейском сане

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Митрополит Владимир: «И служи верно…»
10 декабря — икона Божией Матери «Знамение»
АКТУАЛЬНО
Дискуссия между соборами
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Ленинградская симфония. Зарисовка третья. Чиновник на храмостроительстве
/ Острый угол / Ленинградская симфония. Зарисовка вторая. Священники в больнице
/ Острый угол / Ленинградская симфония. Зарисовка первая. Школьники и церковники
/ Интервью / Маркер душевного состояния
/ Информация / Простые предложения
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Подлинная история
/ Lingua Sacra / Время Спасения
/ Имена / Историк с небесным именем
/ Имена / Русский писатель с немецкой фамилией
/ Умный разговор / Оболочка идентичности
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Олег Луферов
/ Дошкольное богословие / Кто без греха?
/ По душам / Алёна Биккулова: «Я верю в чудеса»
/ Приход / Храм святителя Николая Чудотворца на Долгоозерной улице
/ Служение / Праздник к вам приходит…
/ Служение / Наша карельская Нарния
/ Место жительства - Петербург / Если б не было войны…
КУЛЬТПОХОД
/ Афиша "ВЖ" / Встреча с волхвами
/ Афиша "ВЖ" / Невский конкурс
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
«Философский пароход» — с корабля современности?
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
В здоровом теле здоровый дух
Престольный праздник без престола
Храм в колыбели искусства
Не быть слепыми сердцем
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Я хочу рассказать тебе… об иконе