Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Времена трудные — потому что легкие

Сегодня, когда в печати появляется столько негативных статей в адрес Церкви, когда любой скандальный факт со смаком обсуждается, а о реальных делах верующих людей говорить немодно, как никогда остро встает перед христианскими масс-медиа вопрос — как говорить о вере? Как не молчать, но и не быть навязчивыми? Об этом главный редактор телеканала «ТВ Центр» Михаил Фатеев беседует с Кшиштофом Занусси, одним из самых известных польских режиссеров.
Раздел: По душам
Времена трудные — потому что легкие
Журнал: № 11 (ноябрь) 2012Автор: Михаил Фатеев Опубликовано: 7 ноября 2012
Сегодня, когда в печати появляется столько негативных статей в адрес Церкви, когда любой скандальный факт со смаком обсуждается, а о реальных делах верующих людей говорить немодно, как никогда остро встает перед христианскими масс-медиа вопрос — как говорить о вере? Как не молчать, но и не быть навязчивыми? Об этом главный редактор телеканала «ТВ Центр» Михаил Фатеев беседует с Кшиштофом Занусси, одним из самых известных польских режиссеров.

Помочь в поисках смысла
Кшиштоф Занусси — имя, которое любой мало-мальский знаток кинематографа произносит уважительно. В мастерской этого режиссера стоят награды Венецианского, Каннского, Московского кинофестивалей. Сам Занусси — удивительно скромный и открытый к общению человек. Люди знающие называют его самым работоспособным режиссером. Порой складывается впечатление, что он может находиться в нескольких местах одновременно. Как иначе объяснить, что помимо съемок он умудряется преподавать в нескольких вузах в разных уголках мира, руководить киностудией, ставить спектакли в театрах, писать статьи и проводить мастер-классы. На одной из таких творческих встреч, в Гродно, мне и удалось немного поговорить с паном Кшиштофом.

Приграничный белорусский городок, кажется, живет с торговли с соседней Польшей. Как бы власти ни пытались ограничить челночный бизнес, он только растет. Очереди по 5-8 часов на границе — обыденность. Мэтр польского кино охотно согласился примчаться на полдня, в перерыве между лекциями в Варшавском университете, чтобы встретиться с участниками форума христианских журналистов из Белоруссии, Украины и России. Но как миновать суровых белорусских пограничников? Исключений здесь не бывает. Впрочем, есть одно. Генеральный консул Республики Польша в Белоруссии приехал в Варшаву и на своей машине, пользуясь дипломатическим паспортом, провез Занусси через границу. Поляки и белорусы, увидев мастера, одинаково взяли под козырек.

6000.jpg
Владимр Ештокин

И вот пан Кшиштоф, обаятельно улыбаясь, вошел в конференц-зал, где собрались журналисты и редакторы, которые пытаются говорить с публикой постсоветского пространства о вере, христианстве и смысле жизни. Извинившись за опоздание, обладатель мировых кинематографических премий скромно сел на приставной стульчик и внимательно слушал скучноватый доклад какого-то провинциального мастера пера.

В перерыве, пользуясь знанием польского, я попросил об интервью. Занусси с готовностью согласился и, отойдя в сторону, мы тут же и начали беседу.

— Пан Кшиштоф, в чем, на Ваш взгляд, заключается главное предназначение христианских СМИ?

— Для чего существуют светские СМИ? Одни для зарабатывания денег, другие — чтоб отуманить, третьи — чтобы обмануть, четвертые — что-то продать… Я перечислил варианты неправильного использования средств массовой информации. А правильный заключается в том, чтобы показывать людям смысл, который они ищут в своей жизни. Ведь его найти нелегко. Думаю, что христианские СМИ должны ставить перед собой именно эту, самую главную задачу. Именно это должно отличать их от остальных.

— Но каким образом СМИ могут показать христианский смысл жизни секуляризированному человеку, который совершенно утратил понятие святости?..

— Утратил. Но тоскует о нем! Не стоит жаловаться! Мир таков, каков есть. Подумайте, мы же сейчас живем в особых условиях: никогда мы не жили столь благополучно и столь безопасно. Это и стало причиной дезориентации большой части человечества. Ведь мы раньше жили совершенно по-другому! Если бы вы на зиму едой не запаслись, то голодали бы. Не нарубили бы дров — мерзли б. Выходили на улицу — а там могли и убить. Теперь многое поменялось, нет такого императива, который вынуждал бы задавать себе основные, экзистенциальные вопросы. Но они по-прежнему существуют, такие же вопросы, как и раньше. Парадокс, но времена сейчас трудные, потому что они легкие!

— Значит надо что-то сделать, чтобы все стало плохо?..

— Зачем, это исключено! Но своим собственным примером можно сподвигнуть людей на поиски чего-то большего. Люди же ощущают в себе пустоту. Я вижу, как они от этой пустоты страдают, тоскуют без идеала — в этом природа человека…

Там, где мешают слова
Слова режиссера о том, что своим примером можно сподвигнуть, — не пустой звук. Варшавянин Кшиштоф Занусси, окончив курс физики в столичном университете, отправился в конце 1960‑х в Краков, на философский факультет старейшего польского университета — Ягеллонского. Уже тогда он начал снимать короткометражки на любительскую камеру. Как следствие — очередной поворот в судьбе, и юный физик-философ поступает в легендарную Лодзинскую киношколу, которую окончили Анджей Вайда, Кшиштоф Кислёвский, Роман Полански.

«Польский язык сложен для дубляжа. Там сплошные шипящие. Да и техника озвучения в те времена была ужасной, а писать живой звук еще не умели», — вспоминает Занусси. Поэтому в старых польских фильмах все голоса звучали фальшиво и наигранно. Создавать нечто нереалистически вычурное студенту-выпускнику не хотелось. Но как сделать фильм без слов? Решение пришло быстро. Действие своей дипломной работы режиссер поместил в монастырь молчальников, куда приехал юный студент-реставратор. Лишь несколько раз герой встречается взглядом с престарелым монахом. Но в тот момент, когда студент решается подойти к старику, чтобы побеседовать о чем-то важном, старец умирает.

Напомню, на дворе 1966 год. Руководство киношколы в шоке. Дипломная работа студента идеологического вуза посвящена монашеской жизни. Фильм снят и снят хорошо. Что делать? И тогда ректор школы решает отправить картину в Москву, пусть там разбираются. Так фильм про монахов попал на конкурс студенческих работ Московского международного кинофестиваля. Почти в один день в Лодзь пришло два сообщения: работа студента Кшиштофа Занусси завоевала приз ММКФ (там посчитали, что картина снята о смерти религии) и фестиваля в Мангейме — здесь экуменическое жюри сочло, что это фильм о поисках Бога, что было правдой.

Сейчас в портфолио мастера несколько фильмов, которые определенно можно назвать христианскими. Они получили награды на самых именитых фестивалях и сделали кассу. «Мне, удалось, значит и вам удастся. Надо только не сдаваться», — напутствует христианских журналистов на конференции пан Кшиштоф.

Новая старая евангелизация
— Последнее время на Западе много говорится о так называемой «новой евангелизации». На Ваш взгляд, в чем она заключается?..

— В том же, в чем и старая. Она, впрочем, направлена на страны, которые считались до этого христианскими. Но теперь евангелизировать их приходится заново. Хотя, конечно, с каждым новым поколением все надо начинать заново. Одним словом, Европу необходимо снова евангелизировать.

— Но каким образом это сделать? Как достучаться до интернет-поколения? Специалисты утверждают, что современные люди тратят лишь несколько секунд на решение, слушать или смотреть ли им дальше. Как их зацепить за эти мгновения?

— Не стоит подлежать подобным маркетинговым ошибкам. Все это обман. Современные люди не отличаются от своих прадедов. Они такие же. То, что у них короткий круг внимания, это понятно, потому что к ним все вокруг пристают… Но если действительно появится необходимость и желание, то появится и язык, который поможет ответить на эти потребности человека. Я не переживаю по этому поводу. Если люди ищут, то будут терпеливо ждать и посмотрят все, даже то, что длится дольше этих нескольких секунд. А если будет пусто внутри, то никаким внешним шоу их не задержишь.

— В последнее время в сети появляется множество всевозможных пропагандирующих христианство плакатов, роликов, рекламирующих христианские ценности… На Ваш взгляд, можно ли так действовать?

— Пропагандировать… Все зависит от того, как мы понимаем это слово. Рекламировать? Можно, но я не знаю, стоит ли? Можно и так достичь сознания людей. Но, действуя таким образом, мы ставим веру на уровень товара. Это не лучшее для нее место. Оно принижает веру. Но можно людям показать, что вера существует. Это не будет для них великим открытием, вы не станете первооткрывателями. Однако при этом необходимо помочь людям понять веру, узнать, что это такое, что она из себя представляет.

Именно этим занят сам Кшиштоф Занусси. Фактически в каждом его фильме поднимается вопрос смысла бытия, отношения к Богу, святости и греха, веры и неверия… Последняя работа мастера — телевизионный фильм о девушке, которая уходит в монастырь. Ее отец, атеист, бизнесмен, бывший партийный функционер, делает все, чтобы отговорить ее. Даже выписывает жениха из Италии. Все тщетно. «Вор!» — кричит он с балкона дочке, садящейся в такси, чтобы уехать в обитель. «Кто вор?» — спрашивает выглянувший сосед. «Тот, Кого нет», — задумчиво отвечает отец.

6001.jpg
Кадр из фильма «Персона нон грата», 2005 год. http-m.international.tvp.pl 

Этот фильм, купленный польским телевидением, стал настолько популярен, что продюсеры практически сразу заказали его продолжение. Занусси лишь рад. Это еще одна возможность поговорить с миллионами людей о самом важном. Вторая часть будет о женихе, приехавшем навестить бывшую невесту, и о его пути к Богу. Простом и запутанном одновременно, как путь каждого из нас. 

Михаил Фатеев
Фото на заставке: www.festivalnadrekou.cz

Другие статьи из рубрики "По душам"

система комментирования CACKLE
3 декабря, суббота
rss

№ 11 (ноябрь) 2012

Обложка

Тема номера:Семейный ансамбль как способ проповедовать

Статьи номера

ПРАЗДНИК
3 ноября — Димитриевская родительская суббота
АКТУАЛЬНО
Слишком далекие от народа
Пароход «Россия»
Ребенок как проект
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Без детей
/ Дискуссия / Дети из сердечка
/ Вопрос-ответ / О молитвенном правиле
/ Вопрос-ответ / О разных способах рождения
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Господи, как к Тебе обращаться?
/ Имена / Чудо-генералиссимус
/ Умный разговор / Какие камни и какие здания!
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Александр Сафинов
/ По душам / Времена трудные — потому что легкие
/ Приход / Храм великомученика Димитрия Солунского в Коломягах
/ Служение / Вирус, поражающий сердца
/ Служение / От страха к радости
/ Служение / Объединенные делом
/ Место жительства - Петербург / Исправление имен
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Красавица и чудовище
/ Книжная полка / Астроном-миссионер
/ Афиша "ВЖ" / Концерт Бориса Гребенщикова. ВОЛХВЫНЕВЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Царский город
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
В ожидании храма
Праздник «Заботы»
Совместная радость
Учиться самим
Делать вместе
Мост длиною в 80 лет
«Два крыла»
Верните автобус!
Еще раз о ценностях
В Санкт-Петербурге состоялась Благотворительная выставка-ярмарка "Дети нашей Родины - св. прав. Иоанну Кронштадтскому"
Храм для живых