Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Храм для старой гвардии

21 сентября 2012 года в Санкт-Петербургской епархии появился еще один храм. Преподобному Сергию Радонежскому скоро 700 лет, а юбилей — хороший повод сделать что-нибудь хорошее. Тем более, если это хорошее давно обещано. Потому-то российское правительство возвращает Церкви храм имени великого русского святого в Царском Селе. Чем уникален этот дом молитвы — один из немногих переживших советское лихолетье полковых храмов?
Раздел: Служение
Храм для старой гвардии
Журнал: № 10 (октябрь) 2012Авторы: Сергей Бабушкин, Тимур Щукин Опубликовано: 22 октября 2012

21 сентября 2012 года в Санкт-Петербургской епархии появился еще один храм. Преподобному Сергию Радонежскому скоро 700 лет, а юбилей — хороший повод сделать что-нибудь хорошее. Тем более, если это хорошее давно обещано. Потому-то российское правительство возвращает Церкви храм имени великого русского святого в Царском Селе. Чем уникален этот дом молитвы — один из немногих переживших советское лихолетье полковых храмов?

Молитва в казарме
«Даруя знамя, Вождь Державный / Предугадал судьбу стрелков: / Наш Батальон стал многим равный / В семье воинственных полков. / Во дни борьбы с коварной Портой, / Когда спасала Русь славян, / Наш Батальон поддержкой твердой / Не раз служил родным полкам». В 1916 году слова этой песни впервые прозвучали во время юбилея, отмечавшегося Лейб-гвардии 2‑м стрелковым Царскосельским полком. Сергиевская церковь была полковым храмом этого армейского подразделения.


История полка ведет свое начало с середины XIX века. 27 марта 1856 года был создан четырехротный Лейб-гвардии 2‑й стрелковый батальон, получивший права и преимущества «старой» гвардии. Что такое «старая» гвардия? Это звание получали лучшие, отборнейшие гвардейские части. Те, что немного «не дотягивали», назывались «молодой» гвардией… Формировался батальон из офицеров стрелковых рот полков 2‑й Гвардейской пехотной дивизии. В честь повышения статуса ему было пожаловано Георгиевское знамя с надписью по краям: «В воспоминание подвигов Российской гвардии». Первым командиром батальона стал герой обороны Севастополя флигель-адъютант, полковник князь Анатолий Иванович Барятинский. 25 декабря 1857 года батальон был переименован в Лейб-гвардии стрелковый Царскосельский батальон, а 20 августа 1871 года ему вернули прежнее название.


Вопреки расхожим представлениям о дореволюционной симфонии Церкви и армии, отношения между этими «структурами» складывались непросто. Регулярные войска в России существовали со времен Петра Великого, а систематическое строительство полковых церквей началось только во второй половине XIX века и велось усилиями одного человека — протопресвитера армии и флота Александра Желобовского. Вот и стрелкам-гвардейцам пришлось ждать своего храма более 30 лет. Где они молились до этого? Первый батальонный храм был сооружен в деревянном здании казармы на Павловском шоссе. В Великую пятницу 17 апреля 1857 года его освятил обер-священник Главного штаба гвардии и гренадеров протопресвитер Василий Божанов. Может быть, именно в этот предпасхальный день не чуравшийся стихосложения отец Василий сложил непритязательные строки о Воскресении Христа: «Он не злобствовал, не мстил —/Но с оте-ческой любовью/Всечестной Своею Кровью/Недостойных нас омыл…/Он воскрес! Настанет время/Воскресенья и для нас…/Нам неведом этот час…»


В 1863‑м началось Польское восстание, и батальон был брошен на его подавление. Храм передали в распоряжение Лейб-гвардии 1‑го стрелкового батальона. А в Польшу отправился лишь походный полковой иконостас.

Вновь увидеть Царское Село батальон смог только в 1871 году. По возвращении его разместили в бывших провиантских магазинах на Гатчинском шоссе. Своей церкви батальон не имел. Антиминс, иконостас и утварь походного храма, вернувшиеся с ба-тальоном из Варшавы, хранились частью в цейхгаузе, частью в южном приделе Софийского собора.


В 1877–1879 годах батальон принимает участие в Русско-турецкой войне, и, вернувшись, вновь обзаводится собственной церковью. Домовый храм на втором этаже казармы был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского 21 ноября 1879 года протопресвитером Иоанном Рождественским. Особую роль в обустройстве церкви сыграли помощник ктитора купец Эраст Вайков и тогдашний командир батальона полковник Ричард Троянович фон-Мевес, которого помянул добрым словом в своих мемуарах генерал Антон Иванович Деникин: «Человек высокой честности, прямой, суровый, он стремился провести и поддержать в офицерской среде рыцарское понятие об ее предназначении и моральном облике».

Недолгая жизнь
С моральным обликом у старогвардейцев все было в порядке, а вот с помещением для молитвы… Церковь в казарме могла быть только временным решением проблемы: располагалась она крайне неудобно. В самом деле, рядом с ней и сверху играли полковые музыканты, под окнами, обращенными на двор, находились выгребные ямы, на первом этаже была устроена хлебопекарня, запах которой тоже проникал в храм. И 21 августа 1889 года законоучителем Царскосельского женского училища духовного ведомства Феодором Павловичем был освящен новый, каменный храм на Софийском плацу, расположенный в одном здании с учебным залом и цейхгаузом. Рядом находилась временная деревянная колокольня.

В 1903 году по инициативе командира батальона генерал-майора Сергея Ивановича Кутепова (похороненного впоследствии в этом храме) на средства московского купца Николая Алексеевича Протопопова была произведена реконструкция храма. К нему пристроили отдельный алтарь с солеей и колокольню, под которой сделали вход. Между храмом и учебным залом была устроена стена с аркой (впоследствии ее заменили глухой каменной стеной с двустворчатой дверью). Руководил проектированием и строительством гражданский инженер Александр Глебович Успенский, к слову сказать, одна из ярких фигур петербургской инновационной архитектуры начала XX века. Любопытно, что в своем творчестве он ориентировался на «самый скромный, некричащий модерн, который нам дала Англия» (из некролога). Но это не помешало ему привлечь в соавторы замечательного художника Сергея Василь-евича Чехонина, который расписал храм в стиле суздальской иконописи XVI столетия. Освящение обновленной церкви состоялось 19 ноября 1904 года протопресвитером Александром Желобовским в присутствии Николая II, великих князей Владимира и Сергея Александровичей и великой княгини Марии Павловны.

По свидетельствам очевидцев, внут-реннее убранство храма поражало своей красотой. Нижний ряд икон был вставлен в рамы серебряной чеканной работы. Ряд образов, перед которыми горели изящные лампады, размещался наверху. На плоском потолке голубого цвета со звездами находилось изображение Святой Троицы, а с углов спускались четыре огромных светильника в виде ажурных чаш. За полукруглой аркой находился роскошный дубовый иконостас. На колокольне храма висели восемь медных колоколов общим весом в 172 пуда (самый большой колокол весил 106 пудов 30 фунтов).

16 мая 1910 года батальон был развернут в Лейб-гвардии 2‑й стрелковый Царскосельский полк. В этом качестве он вступил в 1914‑м в Первую мировую войну. В середине нояб-ря 1915 года полк был переведен на Юго-Западный фронт, где в 1916‑м отличился в кровавых боях на реке Стоход. Именно здесь полегла большая часть русской гвардии. Некоторые из гвардейцев, геройски погибших в этой войне, были похоронены в храме. И нет никаких сведений о том, что их останки были когда-либо перенесены в другое место…

Но грянула революция, и в 1917‑м году полк был расформирован. Храм действовал до 17 марта 1921 года и был закрыт, возможно, в связи с ужесточением репрессий после Кронштадтского мятежа. Утварь передали в церковь бывшего Лейб-гвардии 1‑го стрелкового полка, также вскоре закрытого. Вот так. Даже черту совершеннолетия храм перешагнуть не успел.

Постсоветские надежды
Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Фактически сохранился только его остов, без перекрытия, крыш и коммуникаций. В таком состоянии его передали в 1972 году автошколе № 2 (до последнего времени храм находился на балансе Министерства транспорта). В 1980 году помещение разделили перекрытиями на два этажа. На месте алтаря был устроен лестничный пролет и склад.

Впрочем, куда большему надругательству храм подвергся не в советские годы, а совсем недавно. В храме базировалось ГУП «Учебно-курсовой комбинат автотранспорта», которое, чтобы смягчить удар первой волны мирового финансового кризиса, стало сдавать помещения под автосервис и кафе. Повторилась ситуация конца XIX века: рядом с храмом подковывали лошадок (правда, железных), играла музыка, пахло второсортной едой, кричали пьяные джигиты. И главное — в бывшем алтаре был устроен… туалет. Тут у жителей Пушкина, что называется, «лопнуло терпение». Они написали сначала в городскую прокуратуру, потом — президенту и премьер-министру, умоляя прекратить осквернение храма, солдатских могил и передать здание епархии. 8 октября 2010 года рядом с церковью состоялся первый молебен преподобному Сергию Радонежскому.

Вместо первых двух лиц государства откликнулось третье. В октябре 2010 года на встрече со студентами Московской Духовной академии спикер Совета Федерации Сергей Миронов пообещал помочь вернуть храм верующим. 26 декабря 2011 года Правительство Российской Федерации взяло на себя обязательство восстановить многострадальную церковь, включив ее план мероприятий по подготовке к юбилею преподобного Сергия. Остались последние формальности. Потом — радостная молитва новоселов, а за ней — долгие годы возрождения изуродованного храма. 

Сергей Бабушкин, Тимур Щукин

Другие статьи из рубрики "Служение"

система комментирования CACKLE
5 декабря, понедельник
rss

№ 10 (октябрь) 2012

Обложка

Тема номера:«Глобус епархии» – к 270-летию Санкт-Петербургской митрополии

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
ЛЕГКО ОБО МНЕ ПОДУМАЙ… К 120‑летию Марины Цветаевой
Епископ Назарий: «Мне дорого все, к чему приложены труды»
Место на «Глобусе»
Диалог вместо скандала
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Смеяться, право, не грешно»?
/ Дискуссия / Грани понятия
ПРОПОВЕДЬ
Похвальба немощами
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Мессия наш праведный
/ Умный разговор / Первая цивилизация на земле
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Андрей Спиридонов
/ Ленинградский мартиролог / Монахиня Евгения (Миллер)
/ Приход / Лики и лица Благовещенской церкви
/ Служение / Храм для старой гвардии
/ Из окна в Европу / Диванный серфинг
/ Место жительства - Петербург / Конец прекрасной эпохи
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Одигитрия» на колесах
/ День седьмой / В ритме неба
/ Книжная полка / Ксения Кривошеина. Пути Господни
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Кронштадтская прогулка
«Приморочка»
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козьей горе
Там, где можно поговорить…
Вера в Верево
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
О преподавании в школе основ православной культуры

Другие статьи авторов

Сергей Бабушкин

Тимур Щукин