Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Русский

не по рождению

22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля. Нелегко уловить тайну этой харизматической личности, обладающей даром впитывать русскую культуру, русский дух и притягивать к себе. Удивительной была у него интуиция, и особенно важно, что он был человеком со своей жизненной позицией. Датчанина Даля Россия не только усыновила, но и привлекла «к разработке своих умственных богатств».
Раздел: Имена
Русский
Журнал: № 11 (ноябрь) 2011Автор: Ирина Иванова Опубликовано:

Долг, завещанный от Бога
Внимательный к слову, еще учеником Морского кадетского корпуса в Петербурге, Владимир Иванович Даль задумывается над тем, почему образованные люди не говорят, как простолюдины. Позже в «Напутном слове» к своему «Толковому словарю живого великорусского языка», он напишет: «Недоверчивость была основана на том, что я всюду встречал в русской грамматике латинскую и немецкую, а русской не находил». Однажды по дороге в Москву из Николаева, куда юный мичман был зачислен после окончания кор-пуса, Даль запишет слово «замолаживает», услышанное от ямщика. Вероятно, с этой записи и начинается великий труд всей его жизни — составление Словаря.
Даля всегда интересовало русское слово, говор. «Давно образовалась в нем привычка записывать пословицы или слова, которые он в первый раз слышит, он решил передать со временем их какому-нибудь составителю словаря или академии», — вспоминала дочь В. И. Даля Екатерина Владимировна. Во время Турецкого похода 1829 года (будущий писатель окончил медицинский факультет Дерптского университета и был военным врачом) у него накопилось столько записей, что понадобился вьючный верб-люд. Этот верблюд примерно за два перехода до Адрианополя пропал. Очень горевал Даль, считая, что осиротел.
Но через несколько дней казаки вернули никем не развьюченного верблюда. Не знак ли Божий! Так вернулись рукописи, которыми Владимир Иванович стал еще больше дорожить. Кто знает, может, тогда и пришли на ум мысли, высказанные на закате дней дерптским друзьям, требовавшим от него ясного ответа, кто он — русский или иностранец. «Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски».
В 50‑е годы XIX века, будучи управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде, Даль постоянно пополнял запасы Словаря и будущего сборника пословиц. Во время объездов имений он часто встречался с крестьянами, интересуясь их бытом, хозяйством. Сборник «Пословицы русского народа» стал преддверием Словаря, он вышел в 1862 году с эпиграфом «Пословица несудима» и включал в себя 30 000 пословиц, поговорок, загадок, прибауток и народных верований.
Издание «Толкового словаря живого великорусского языка» в 1863–1866 годах было всенародным событием. «Условием для совершения такого обширного труда было скромное сознание автором меры своих сил и той доли пользы, какую он бы мог принести русскому языку» (Я. К. Грот). Почти полвека понадобилось одному человеку, чтобы создать четырехтомный словарь, в который вошло около 200 000 слов. Перед сдачей труда в печать В. И. Даль выполнил огромный объем работы, внося бесчисленные корректуры. Набор осуществлялся в несколько шрифтов.
За две недели до окончания Словаря в Москву приезжал навестить друга Иван Сергеевич Аксаков, который, войдя в кабинет, «широко распростер руки, обнял старика и сказал словами Пушкина:
Еще одно последнее сказанье
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанныйот Бога…».
Проницательный И. С. Тургенев в грустный день ухода из жизни великого лексико-графа заметил: «Он оставил за собой след: „Толковый словарь“ и мог сказать „Exegi monumentum“. Снова — к Пушкину. Сомкнулось кольцо…»

Мастер на все руки
Товарищ В. И. Даля Н. И. Пирогов называл его «замечательным человеком», «мастером на все руки». «Со своим огромным носом, умными серыми глазами, всегда спокойный, слегка улыбающийся» Даль умел подражать голосам, жестам, мимике, был талантливым комиком, «… подражал звукам (жужжанию мухи, комара…) до невероятия верно…»
Во время польской кампании, спасая людей, он за несколько дней без всякой инженерной помощи построил мост через Вислу. Как только переправились войска, Даль разрушил мост. За этот мост В. И. Даль был награжден Владимирским крестом с бантом.
Где только ни проявлялась творческая натура! Когда художник А. П. Сапожников нарисовал 51 карикатуру из быта петербургских немцев, Владимир Иванович легко написал к ним текст, так родились «Похождения Виольдамура». Из-под пера писателя вышла фантастическая драма «Ночь на распутье, или Утро вечера мудренее». Сборник «Русские сказки. Пяток первый» Казака Луганского (псевдоним Даля) получил одобрение самого А. С. Пушкина. Один из экземпляров автор подарит поэту.
Работая над будущим Словарем, В. И. Даль достаточно много писал в жанре физиологического очерка. В. Г. Белинский увидел в этих очерках «живую, внутреннюю верность действительности», а автора назвал «живой статистикой русского народонаселения». Только к 50‑м годам очерк был вытеснен коротким рассказом–зарисовкой. Позже рассказы будут объединены в цикл «Картины из русского быта». Были публикации Владимира Ивановича и в «Морском сборнике». Писатель размышлял о воспитании, печатал статьи о народных верованиях.
В 50‑годах В. И. Даль живет с народом, помогая ему всем, чем может. «И как любил народ ласкового, всегда справедливого, а в случае надобности и строгого управляющего!.. Его слова для крестьян были законом не ради страха, но ради любви и доверия. Крестьяне верить не хотели, что Даль был не природный русский человек. «Он ровно в деревне взрос, на палатях вскормлен, на печи вспоен», — говаривали. — И как он хорошо себя чувствовал, как доволен был, когда находился среди доброго и толкового нашего народа!» Неслучайно прозвали его «доточный». То есть искус-ный, талантливый человек, который мог и борону починить, и научить, как не угореть в избе и как сделать, чтобы с окон зимой не текло. Даль умел дать врачебный совет, провести операцию, вылечить гомеопатическими крупинками не только человека, но и лошадь.
Он разрабатывал тему бесправия человека из народа перед законом, перед устоями общества, писал статьи о языке. В 1853 году вышел сборник «Матросские досуги», созданный по просьбе Великого князя Константина. Любопытно, что В. И. Даль просит прислать ему всего лишь 20 экземпляров сборника, а остальные предлагает раздать бесплатно нижним чинам. «Ваше превосходительство» Владимир Иванович Даль был бескорыстным, неподкупным человеком, его давно уже прозвали «правдивым». Если же было крайне необходимо, нужно было пробить бюрократические препоны, Владимир Иванович обращался в Петербург к В. А. Перовскому, непременно высказывая свое мнение. Он предпочитал бороться реально, помогать делом: давал деньги на строительство больницы для крестьян и училища для девочек.
В. И. Даль организовал в Оренбурге зоологический музей, собрал коллекции флоры и фауны, опубликовал статьи по вопросам медицины, написал учебники зоологии (1847), ботаники (1849), которые прекрасно проиллюстрировал А. П. Сапожников. В 1838 году Академия наук избрала В. И. Даля членом-корреспондентом по отделению естественных наук. После участия в бесславном хивинском походе появились его «Письма к друзьям из похода в Хиву». В 1845 году было открыто Русское географическое общество, и одним из двенадцати его учредителей был Даль. Принимал он участие и в составлении городового уложения Петербурга.
Владимир Иванович и его жена Екатерина Львовна в последние годы жизни интересовались детской литературой: у них появились внучки. Екатерина Львовна, близкая мужу по духу, разделявшая его взгляды, интересы, мысли, записывавшая и прежде сказки, стала тоже писать. Так появились «Картины из быта русских детей», которые отдельными книгами вышли после смерти обоих Далей и никогда не переиздавались, хотя представляют большой интерес не только с этнографической точки зрения…

Как свои пять пальцев
В. И. Даль дружен был со многими славянофилами, но их убеждений не разделял. В то же время, прочитав о славянах Далях в Дании, почувствовал себя счастливым. «Надо было видеть восторг Владимира Ивановича при этом известии!» (П. И. Мельников).
Сложным путем шел Даль и к православию, оставив позади увлечения спиритизмом и даже интерес к шведу Сведенборгу с его толкованиями Святого Писания. К закату дней лютеранин Даль сознательно пришел к православию, «присоединился к вере того народа, просвещению коего так усердно служил» (П. И. Бартенев).
Еще И. С. Тургенев отмечал, что «русского человека он знает, как свой карман, как свои пять пальцев». Даль признавал, уважал человека любой национальности. Он был приверженцем монархизма. В его очерке «Что такое отчизна» читаем: «Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю; всех их бережет царь Русский; все подданные <…> должны стоять друг за друга, за землю, за родину… Поколе все дружно стоят заодно, никто их не осилит, никто не обидит…»
Писатель всегда бесстрашно, прямо высказывал свое мнение в печати, не боясь навредить себе в глазах общественности. В письме к издателю А. И. Кошелеву он выступает, как ни странно, противником обучения крестьян (потому что не подготовлена почва для дальнейшего их развития), мудро рассуждает и о морали, и о законах в стране. Многое из этого сегодня актуально, времени не подвластно: «Кто говорит, что у нас нет ничего нужного и что все надо перекорчевать по-заморскому, тот не знает своего отечества, говорит наобум и вредит этим много».

Другие статьи из рубрики "Имена"

система комментирования CACKLE
3 декабря, суббота
rss

№ 11 (ноябрь) 2011

Обложка

Тема номера:Ученость и мудрость

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора
ПРАЗДНИК
Миша и архангел Михаил
АКТУАЛЬНО
Уроки октября. Чему научила нас революция?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Ученость
и мудрость
/ От редакции / Ученость и мудрость
/ Острый угол / О пользе невоцерковленной науки
/ Интервью / Ученые единицы
/ Крупный план / Устами младенца
/ Крупный план / Катехизация: мечты и реальность
/ Via Historica / Мудрость многих, остроумие одного
ПРОПОВЕДЬ
Первый апостол.
Евангелие в праздник святого апостола Филиппа
Отражение любви Божией.
Апостол в Неделю 18‑ю по Пятидесятнице
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Мудрость
восхождения и причастия
/ Имена / Русский
не по рождению
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Владислав Малышев
/ Аксиос / диакон Антоний Лынов
/ Ленинградский мартиролог / Архиепископ
Иннокентий (Тихонов)
/ Камертон / Профессионалы
против любителей
/ Дошкольное богословие / Мы разные
и похожие
/ Приход / Радость на Шпалерной
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Инерция чужого поступка
/ Афиша "ВЖ" / Преступление
без наказания