Живопись как верность себе

На картинах Геннадия Правдина вы не увидите людей, но присутствие наблюдателя очевидно. Теплые цвета, выраженные фактуры — возникает желание ощутить шероховатость нагретого на солнце камня, нырнуть в мягкие травы. В мастерской художника, которая, как и полагается, находится в мансарде, мы неторопливо беседуем о жизни. Юлия, жена Геннадия, угощает чаем. Сейчас время школьных каникул, поэтому у них выходные: супруги преподают рисунок, живопись и композицию в 190‑й школе при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица и ДХШ № 3.
Раздел: По душам
Живопись как верность себе
Журнал: № 6 (июнь) 2012Автор: Ирина ЛевинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 июня 2012
На картинах Геннадия Правдина вы не увидите людей, но присутствие наблюдателя очевидно. Теплые цвета, выраженные фактуры — возникает желание ощутить шероховатость нагретого на солнце камня, нырнуть в мягкие травы. В мастерской художника, которая, как и полагается, находится в мансарде, мы неторопливо беседуем о жизни. Юлия, жена Геннадия, угощает чаем. Сейчас время школьных каникул, поэтому у них выходные: супруги преподают рисунок, живопись и композицию в 190‑й школе при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица и ДХШ № 3.

Резонанс
Геннадий и Юлия познакомились в студенческие годы, в 1989 году закончили Высшее Художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. По словам Юлии, Геннадий ее заметил, вернувшись со службы в армии. «Ген, расскажи, как тебя искусство в армии спасло!» — просит она.

— Я служил в Ашхабаде, шел 1983 год, нас готовили к отправке в Афганистан. 60‑я армия, воевавшая в Афгане, все время нуждалась в пополнении. И меня не раз ставили в список на отправку. Но как-то не случилось… Например, прихожу на площадь с вещмешком, отсчитывают нужное количество человек, на мне очередь заканчивается. Видимо, от судьбы не уйдешь. Поскольку надо было лозунги писать, а полковой художник уволился, меня оставили в части, я единственный был из художественного вуза.

— То есть Вам суждено было стать художником?
— В детстве я мечтал стать танкистом. У наших знакомых дедушка был боевым офицером, я часто слушал его рассказы о войне. Но после того как я послужил… Никакой тяги к оружию не осталось!
Мама работала учительницей, приходила домой поздно. Чтобы занять себя, я начал рисовать и мог этим заниматься подолгу. Учитель рисования посоветовал отдать меня в художественную школу.
Но главный толчок — это встреча с настоящим искусством. Мы с мамой ходили на выставки в Русский музей и Эрмитаж. Я практически не помню картин, помню свои ощущения…

— Как Вы выбираете сюжет для картин?
— Все в природе, даже то, что нас пугает, как гроза или шторм, — божественно прекрасно. Даже странно, как вся эта красота укладывается в маленький этюд. Этюд — не техническая фиксация сюжета, а запись состояния, того кусочка счастья, который ты уловил. А потом, в мастерской, на холсте разворачивается картина.
Художнику важно войти в резонанс. Иду по берегу моря или по лесу, думаю о чем-то. Не знаю, что именно буду писать, а картинка перед глазами все время меняется, и вдруг я останавливаюсь — о! В этот момент я начинаю рисовать — и передавать то, что вижу и чувствую. Так всегда.

4.jpg

— Сюжет запрограммирован кем-то или вами ?
— Это, наверно, движение с двух сторон, которое должно совпасть. Если у тебя нет настроения, то не стоит и браться за кисти.

Соловецкое притяжение
Русский Север — одна из любимых тем в живописи Геннадия Правдина. С конца 1980‑х годов он начал посещать эти места с творческими экспедициями, с завидной верностью много лет подряд ездил на острова Соловецкого архипелага.

— Вы были верующим человеком, когда начали ездить на Соловки?
— Каждый человек верующий от рождения, только он может об этом не знать. Ведь есть такое понятие «совесть» — голос Бога в сердце человека. Крещение — это только один шаг: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

— У Вас когда был этот шаг?
— В начале 1990‑х у меня возникла внутренняя потребность в крещении, особенно мне хотелось креститься на Соловках. Но отец Герман, настоятель монастыря, мне сказал, «здесь мы не крестим, езжай в Петербург и там крестись».

5.jpg

Я крестился, через год жена с сыном, и с 1993 года мы стали прихожанами Князь-Владимирского собора.
Многие знакомые спрашивали, изменилась ли моя жизнь после крещения. Мне стало спокойнее жить. Раньше ходил за клюквой, надо было ночевать в лесу: спал и вздрагивал от каждого хруста. А теперь знаю: со мной ничего не случится. Прочитал молитвенное правило и сплю спокойно.

— А венчание что-то привнесло в Вашу жизнь?
— Мы венчались в 2010 году, долго к этому шли. Это таинство преображает человека. Ведь смотрите, ребенок — родной, а жена —? А после венчания мы действительно стали одной плотью. Отношения кардинально изменились. У меня был такой подъем и такое счастье, что я даже повесил фотографию, сделанную на венчании, на стене: как погляжу на нее, вижу, сразу настроение поднимается.

— И все же, чем Русский Север Вас так притягивает?
— Как-то я приплыл на Соловки рано утром, вышел на пристань. Ночью был шторм, а сейчас — солнце. Иду я с этюдником, ощущение удивительного покоя. Словно все, что было на большой земле, исчезло. Эти места к себе притягивают, передать это словами сложно.

Тринадцать преподобных жили на Соловках, там вся земля ими освящена. До поселения первых иноков на островах никто не жил, на них во времена неолита хоронили людей. Сейчас древние захоронения находят и остатки лабиринтов из камней, о назначении которых строят гипотезы. В свое время монахи не стали разрушать эти лабиринты, просто установили или выложили рядом кресты. Умерших хоронили на островах, чтобы их души уже не могли вернуться на землю. Остров — как символ ухода из мира людей. Возможно, первые отшельники поселялись на островах Соловецкого архипелага с подобными мыслями.

— Соловецкий монастырь восстанавливался на Ваших глазах…
— Я заметил парадокс. В первый раз я приехал на Соловки в 1987 году, а в последний раз я был там в 2006‑м. Меня поразило, что в советское время было ощущение святости и вечности в любом месте. Хотя скиты стояли без главок и крестов, но все было какое-то настоящее… А сейчас… приходишь в Преображенский собор, там мощи преподобных, идет служба, выходишь за ворота — реклама, торговля, бизнес.

Талант и мастерство
Жена Юлия — самый благодарный ценитель и самый строгий критик живописи мужа. Геннадий показывает нам свои картины: он исчезает в проеме двери и возвращается с очередным холстом. «Слушай, какая хорошая работа, как она мне нравится, что-то я ее раньше у тебя не видела! — восклицает жена. — А здесь, знаешь, как-то уж очень все беспокойно, глазу не на чем отдохнуть. Надо было небо потише написать…» Геннадий улыбается в бороду.

— Вы ставите оценки за рисунки?
— А как же иначе, я же в государственной системе работаю. Я стараюсь научить ребят оценку сопоставлять с творчеством: если ты что-то действительно интересное сделал, и тебе самому нравится, то это будет и оценено хорошо. Критерий оценки внутри: неосознанно мы знаем, чего стоим и на что способны.

— Но не у всех есть такое внутреннее мерило…
— Мне кажется, у всех. Как совесть. Редко мы что-то делаем и не понимаем, что это криво или косо.

3.jpg

— Бывает ли человек бездарен?
— Все люди талантливы. Особенно дети. Их рисунки удивительно чистые и красивые. После семи лет эта чистота словно затеняется.

Человек выражает свои мысли и чувства в искусстве. А если ему нечего выражать? Бывают случаи, когда удивительно точно изображают натуру, но от этого изображения становится не по себе, потому что рисунок словно мертвый. Человек рисует, как компьютер. У меня был такой ученик. Может быть, такое происходит от душевного поражения. Если у человека душа чем-то закрыта от света, то ему не стоит заниматься живописью.

— Как отличить хорошую живопись от плохой?
— Живопись — предмет мгновенного действия, так же, как и музыка. Если музыка плохая, мы затыкаем уши и уходим. В симфонической музыке много нюансов, чем больше ее слушаешь, тем больше новых оттенков находишь. Так же и хорошая живопись: чем больше смотришь на нее, тем больше она вдохновляет, подпитывает своим светом и красотой.

— Но и у плохой музыки, и у плохой живописи тоже есть свои ценители…
— Определенная музыка и живопись соответствуют определенному развитию души человека. А если душа не развивается? Наверно, поэтому настоящее искусство сейчас востребовано мало. Раньше была диктатура политики, а сейчас диктатура денег. Сегодня на выставках мы можем увидеть искусство, разрушающее человека, но оно кем-то оплачено.

— Говорят, у художников чередуются периоды вдохновения и засухи. Бывает ли у Вас «засуха»?
— Бывает… Но это проходит. Как говорят физиологи, психологи: за периодами возбуждения следуют перио-ды торможения. Поэтому чем сильнее был всплеск, тем сильнее будет следующий за ним спад. Силы же уходят… Если у тебя нет силы, то ты и работать не можешь. А если она у тебя есть, то она вкладывается в холст, а потом уже оттуда возвращается к тебе.

— Вам в этом году исполняется 50 лет. Можно ли подвести некие итоги пройденного пути?
— Когда ты двигаешься в нужном направлении в соответствии со своим призванием, то все получается. А когда не в том, то все время какое-то ощущение невостребованности, почему-то дела не клеятся, срываются… Важно понимать, что твое место в искусстве никогда никем не занято. Ты никогда не станешь как кто-то, ты можешь стать только самим собой.

Беседовала Ирина Левина

Поделиться

Другие статьи из рубрики "По душам"

29 марта, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2012

Обложка

Тема номера:Священство Христа и священство Церкви

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Быть святым здесь и сейчас
АКТУАЛЬНО
Благая часть в политике
Большевикам здесь не место
ПОДРОБНО
/ От редакции / Священство Христа и священство Церкви
/ Острый угол / Батюшки, живущие в сети
/ Острый угол / Я бы в пастыри пошел
/ Интервью / Елена Амбарцумова: Как за каменной стеной
/ Дискуссия / Проблемы подражания
/ Дискуссия / Православные СМИ Петербурга: итоги года и планы на будущее
/ Взгляд / Матушками не рождаются, а становятся
ПРОПОВЕДЬ
Альфа и омега нашей веры. Апостол в Неделю Всех святых
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Так размыкается круг
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Михаил Ковач
/ Аксиос / диакон Алексий Тимохин
/ Ленинградский мартиролог / Священномученик Вениамин Петроградский
/ Камертон / Между двух огней
/ По душам / Живопись как верность себе
/ По душам / Дивна Любоевич: я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать
/ Приход / Храм святых равноапостольных Константина и Елены
/ Служение / Лагерь «Чайка» для особенных ребят
/ Служение / Там, где улыбаются монахи
КУЛЬТПОХОД
«Вот приехал наш Кутузов…»
/ День седьмой / Фолк-рок: от бабьего плача к электронике
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Отзыв на материал «Красный регент» («ВЖ» №5, 2012 г.)