Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фолк-рок: от бабьего плача к электронике

В этом году Международный хоровой фестиваль, уже в пятый раз собирающий в пору белых ночей в Петербурге лучшие хоровые коллективы мира, решил стать «ближе к народу». Четыре фестивальных дня отведены под выступления музыкантов, исполняющих славянский фолк-рок. Это Инна Желанная, Веданъ Колодъ, Zventa Sventana, Osimira (Белоруссия), Tpar (Сербия), Zakopower (Польша), Varttina (Финляндия), Елица Тодорова (Болгария) и другие.
Журнал: № 6 (июнь) 2012Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 11 июня 2012
В этом году Международный хоровой фестиваль, уже в пятый раз собирающий в пору белых ночей в Петербурге лучшие хоровые коллективы мира, решил стать «ближе к народу». Четыре фестивальных дня отведены под выступления музыкантов, исполняющих славянский фолк-рок. Это Инна Желанная, Веданъ Колодъ, Zventa Sventana, Osimira (Белоруссия), Tpar (Сербия), Zakopower (Польша), Varttina (Финляндия), Елица Тодорова (Болгария) и другие.


12 июня, 20.00. Государственный Русский музей. Михайловский замок. Славянский фолк-рок: Инна Желанная, Веданъ Колодъ, Zventa Sventana, Osimira (Белоруссия), Tpar (Сербия), Zakopower (Польша), Varttina (Финляндия), Елица Тодорова (Болгария) и другие. 

С 10 по 13 июня. Государственный Русский музей. Михайловский сад. Клубные концерты с участием всемирно известных фолк-рок групп и Молодежного фестивального хора.



Особенно удивляться не стоит. Любимые поклонниками фольклора музыканты-«аутентисты», такие как Андрей Котов (часто выступающий на фестивале), не чураются экспериментов со стилем и больше тяготеют к современным ритмам, чем к классике. А от Котова до фолк-рока уже один шаг, и организаторы хорового фестиваля его совершили.

Честно сказать, фольклор в роковой обработке звучит часто более свежо, чем в академическом стиле. Возможно, потому, что есть что-то общее между архаикой и современностью — это жесткие эпохи, без сантиментов и воздыханий.

Результат получается интересный. Его нельзя назвать фольклором как таковым, потому что, как и классика, — это музыка творчески-коммерческая. Она создается не для сопровождения обрядов, а для личного самовыражения и зарабатывания денег. Но все это ближе к традиции, чем может показаться с первого взгляда: этно-музыканты изучают народные инструменты, ездят в экспедиции… И, как народные певцы, они поют о самом главном — любви, земных радостях и тоске по небесному. Расскажем о некоторых героях фестиваля.

Инна Желанная — одна из самых интересных исполнительниц русского фолка. В России она не так известна, а вот на Западе регулярно попадает в рейтинги самых популярных исполнителей world music (как называют «этно» на Западе).

При этом Инна Желанная — типичная русская певица. Она поет о тяжелой женской доле и выбирает из фольклорных текстов самые трагичные. Как говорит Инна, «все мои песни — про любовь. Это, похоже, единственная тема, которая меня волнует. В одной песне — „Ная-Ная“ — когда вся форма уже сложилась, я как-то раз попробовала ее напеть — и всерьез заплакала, потому что так меня пробило, так меня пробрало! И думаю: вот так ее и надо будет спеть, сквозь слезы!»

Композиции Инны звучат мрачно и стильно. Удивительным образом она сплетает в единое целое бабьи плачи, электронику, экзотические народные инструменты, элементы транса и психоделического рока. Неважно, что 200–300–1000 лет назад электронных инструментов не было и в помине. Песни звучат подлинно, как будто только родились над бескрайними полями славянских равнин, среди топота копыт и степного ветра.

ZventaSventanaZventa_Sventana.jpg

Творчество группы Zventa Sventana гораздо более жизнерадостное и более «городское». Если Инна Желанная идет от корней народной музыки, то вокалистки Zventa Sventana Алена Романова и Тина Кузнецова, скорее, вплетают народные мелодии и приемы исполнения в современные музыкальные стили.

Тина Кузнецова в прошлом была известной джазовой певицей, но однажды «всем своим естеством ощутила, что эта музыка — не то. Что из этого нужно вырываться, что джаз замкнулся на себе, что в нем можно захлебнуться, погрязнуть, что это — трясина. Можно „загоняться“ до бесконечности, но в этом нет спасения, нет живой силы. Он не дает того, что просит душа». В этот период Тина встретила фольклорную исполнительницу Алену Романову, в которой нашла родственную душу. Результатом стало возникновение новой группы. Обе певицы — яркие девушки, и песни их такие же яркие, живые и свободные. От народной музыки они берут особую манеру звукоизвлечения, от джаза — виртуозность, а все в целом звучит темпераментно и современно. Под некоторые песни Sventana вполне можно танцевать в клубе.

И кстати, название группы, по-русски — «Звенящий свет», заимствовано у философа Даниила Андреева, который использовал его для обозначения женственности и материнского начала. Эзотерикой певицы не увлекаются. Название было подсказано отцом одной из вокалисток и понравилось своей звучностью и общим славянским колоритом.

vedan_kolod.jpg

Сибирская группа Веданъ Колодъ стоит несколько особняком в ряду других участников фестиваля из-за ярко выраженного языческого колорита. Музыканты коллектива не увлекаются язычеством как религией, просто однажды они открыли для себя мир древнерусской архаики и нашли его интересным. Основное здесь — стремление воссоздать глубокую древность. В песнях группы практически не используются средства современной музыки, только голоса и старинные народные инструменты (благо многие из них до сих пор сохранились у малых народов Сибири — хакасов, тувинцев). Преобладают низкие, рычащие звучания; в итоге получается свежо, жестко и архаично. Веданъ Колодъ — эдакие современные скоморохи, которых неплохо бы обратить в свою веру. Сами музыканты делают шаги в этом направлении. Как говорит одна из солисток группы Татьяна Нарышкина, «если в первый год существования мы были язычниками, играли такой pagan-folk, который многие почему-то считали аутентичным, то теперь границы расширились, и мы занимаемся музыкой русского средневековья, от раннего до позднего…»

Вместе с российскими фолк-группами в концертах хорового фес-тиваля принимают участие артисты и коллективы из центральной Европы. Почти все они — тоже славяне, но на российские группы совсем не похожи: чувствуется другая география. Вот где можно поразмышлять о загадочной русской душе и не менее загадочной западной культурности.

ZakopowerNasiedem.jpg

Польская группа Zakopower — современная, стильная, европейская. Название коллектива образовано от имени города-курорта Закопане на юге Польши и английского слова power («сила»). Композиции группы легкие, по-южному темпераментные, слегка безумные и ироничные. Критики находят в них черты фолк-модерна, world-, поп- и рок-музыки. На самом деле, от фолка здесь в основном инструментальные соло лидера Zakopower Себастьяна Карпеля: он не только певец, но и феноменальный скрипач, играющий в народной манере.

Elitsa2.jpg

Елица Тодорова — настоящая болгарская этно-дива. Она обладает невероятным голосом с огромным диапазоном и, к тому же, виртуозно играет на ударных. Любовь к ударным у Елицы с детства, которое певица провела в Африке. Уже в пять лет она вместе со своими африканскими друзьями начала импровизировать на ударных, играя ложками на консервных банках. Позднее Елица изучала болгарский фольклор, а также профессионально освоила весь спектр приемов современной поп-музыки.

В сумме получается некое фэнтези: аутентизма в выступлениях Елицы мало, зато страсти и красок хоть отбавляй. Сама певица говорит: «Месседж моей музыки — любовь. Я выхожу на сцену, чтобы дать людям любовь — к окружающим, природе, фольклору, к ударным инструментам как источнику вдохновения и энергии. Я всегда мечтала, чтобы мои песни погружали людей в народную сказку. Иногда я думаю, что придумала красивый сказочный мир и этот мир дает мне силу. Но наибольшую силу мне дает вера в Бога!». 

Екатерина Юсупова

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

система комментирования CACKLE
9 декабря, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2012

Обложка

Тема номера:Священство Христа и священство Церкви

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Быть святым здесь и сейчас
АКТУАЛЬНО
Благая часть в политике
Большевикам здесь не место
ПОДРОБНО
/ От редакции / Священство Христа и священство Церкви
/ Острый угол / Батюшки, живущие в сети
/ Острый угол / Я бы в пастыри пошел
/ Интервью / Елена Амбарцумова: Как за каменной стеной
/ Дискуссия / Проблемы подражания
/ Дискуссия / Православные СМИ Петербурга: итоги года и планы на будущее
/ Взгляд / Матушками не рождаются, а становятся
ПРОПОВЕДЬ
Альфа и омега нашей веры. Апостол в Неделю Всех святых
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Так размыкается круг
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Михаил Ковач
/ Аксиос / диакон Алексий Тимохин
/ Ленинградский мартиролог / Священномученик Вениамин Петроградский
/ Камертон / Между двух огней
/ По душам / Живопись как верность себе
/ По душам / Дивна Любоевич: я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать
/ Приход / Храм святых равноапостольных Константина и Елены
/ Служение / Лагерь «Чайка» для особенных ребят
/ Служение / Там, где улыбаются монахи
КУЛЬТПОХОД
«Вот приехал наш Кутузов…»
/ День седьмой / Фолк-рок: от бабьего плача к электронике
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Отзыв на материал «Красный регент» («ВЖ» №5, 2012 г.)