Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Отцовство по плоти и духу

Раздел: От редакции
Отцовство  по плоти и духу
Журнал: № 2 (февраль) 2012 Опубликовано:
Специалист по гендерной психологии в рассуждениях о том, какой образ отца присущ той или иной культуре, оперирует двумя очень простыми терминами: «традиционное отцовство» и «отцовство современное». За первым стоят тысячи и тысячи лет истории человечества, второй начал завоевывать позиции в эпоху Просвещения, хотя, конечно, по-настоящему заявил о себе только в XX веке. Культуролог с такой постановкой вопроса не соглашается: отцовство — всеобъемлющий и самый древний архетип, как всякая культурная универсалия, преломляется в тысячах исторических отражений. А «современное отцовство», скажет этот ученый, искажает изначальный «классический» облик отца.

Что же такое отцовство само по себе? В чем его суть? Обычно перечисляют несколько характеристик, первая из которых биологическая. Отец — это естественная причина рождения ребенка. С этим тезисом спорит русская поговорка: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Народная мудрость, стало быть, предлагает еще два качества отца: тот, кто кормит, и тот, кто воспитывает ребенка. С этим спорить сложнее, но тоже можно. Кормит и воспитывает не обязательно отец: в этой же роли выступает и мать, и бабушка, и коллектив, и государство. Чего-то не хватает. Еще мнение: отец — это источник власти и моральный авторитет. Увы, но и эти определения не точны. Конечно, человек, обладающий властью, может называться отцом, однако не всякий начальник наделяется отеческими чертами. Если возьмем понятие «духовный отец», «учитель», то и здесь это утверждение спорно: между духовным учителем и учениками могут возникать чувства, близкие к семейным, однако это вовсе не обязательно, ведь учитель может лично не знать ученика.

Отец — это не причина бытия, не источник власти, не кормилец, не учитель и не моральный авторитет. Выходит, наше рассуждение зашло в тупик? Описательные характеристики отцовства исчерпаны: ни по отдельности, ни все вместе они не дают целостной картины. Неужели «традиционное отцовство» — интеллектуальная фикция?

Однако мы забыли, что кроме объективной стороны у отцовства есть еще и субъективная. Отец является отцом, прежде всего, с точки зрения сына. Каково ощущать, что у тебя есть отец? Это значит иметь возможность до поры до времени не предпринимать самостоятельных поступков, чувствовать, что можно ошибиться разок-другой, а потом найти правильный путь (а пока отец решит и сделает) и осознавать, что когда-нибудь придется сделать самостоятельный шаг. Вот что дает отцовство ребенку: право быть несамостоятельным, страховку от ошибок и постепенный переход к самостоятельности.

В этом ракурсе ясно видно, что чувство сыновства совпадает с чувством религиозным, причем в его христианской форме, которая предполагает Промысл Божий о каждой душе, а также постепенное развитие в этой душе способности к личному произволению.

Какого бы из проявлений отцовства мы не касались в теме нынешнего номера, мы говорим о вертикали отношений Бог–человек и о том, как Бог проявляет Себя в горизонтали человеческих отношений. 

Другие статьи из рубрики "От редакции"

система комментирования CACKLE