Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Церковь и школа

Раздел: От редакции
Церковь и школа
Журнал: № 9 (сентябрь) 2010 Опубликовано:
Хотим мы этого или нет, школа впечатывается в нашу память, в наше сознание, в нашу личность гораздо больше, чем на 11 лет. Так что и в зрелом возрасте новый год мы часто отсчитываем не с 1 января, а с 1 сентября. С сентября идут учиться студенты, ведут в школу первоклашек мамы, родители старшеклассников хватаются за головы, понимая, что выпускные экзамены не за горами. С сентября начинается и новый церковный год. Сентябрь всегда несет что-то новое, как в школе: новые планы, новые предметы, новых учителей.

Действительно, учителя появляются не только при переходе из класса в класс. Ведь понятие «школа» вмещает в себя далеко не только название обязательного учебного заведения. «Школа — это всякое положенье человека, где он волей-неволей приобретает находчивость, опытность и знание», — говорится в словаре Даля. Каждый период времени учит нас, в каждый период времени у нас возникает учитель. Отец ли, бабушка, тренер в спортивной секции, научный руководитель, старший товарищ на работе… — каждый из них может оставить неизгладимый след в нашей судьбе, если будет показывать «образец добрых дел,.. чистоту, степенность, неповрежденность» (Тит. 2, 7). При этом не всегда учитель становится Учителем, и не всегда Учитель имеет педагогическое образование. Учителя нельзя специально найти, но рано или поздно он появляется, если мы сами хотим этого. Как гласит древняя восточная мудрость: «Учитель найдется, был бы готов ученик».

Итак, «ученик» — третье, после школы и учителя, ключевое понятие нашей темы. «Век живи — век учись», — гласит еще одна народная мудрость. Мы всю жизнь учимся: ищем истину, пытаемся наполниться мудростью, обретаем знание… А если мы не будем возрастать в познаниях, в профессиональных качествах, в вере, в любви, в работе над собой, если мы остановимся, — то можем получить известное: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). А возрастать — это и значит учиться. Но как стать учеником? Умение доверять, способность формулировать свои запросы, признание своей немощи и несовершенства — вот исходные качества, необходимые для ученичества. И не важно, чему мы учимся — арифметике, истории, вождению машины, пеленанию младенца или духовному деланию.

«Ученики» — таково первоначальное самоназвание христиан. В книге Деяний святых апостолов даже специально отмечен момент, когда «ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11, 26). Имеется в виду, конечно, ученичество у Христа. Во все времена быть христианином означало и означает быть учеником Христа. Сознательно или несознательно, мы ищем встречи с Кем-то, Кто, как самый знающий Учитель, укажет нам, где есть неиссякаемый источник мудрости, истины, радости, и научит нас, как пить из этого источника.

«Церковь и школа» — так назвали мы в этот раз тему номера. Чем отличается верующий учитель от неверующего? В какой мере может и должна присутствовать Церковь в школе? Нужно ли о Личности Христа и Его заповедях знать современному невоцерковленному ребенку? Что нужно предусмотреть, чтобы вводимый в этом году в 20 школах Петербурга экспериментальный курс ОПК оправдал идею приобщения детей, их родителей, учителей к культурному, духовному, нравственному богатству православия? Над этими и многими другими вопросами на страницах журнала рассуждают наши герои.  

Другие статьи из рубрики "От редакции"

система комментирования CACKLE