Счастлив тройственный союз

Завершается темный февраль, и мы завершаем наш невеселый разговор о разводе. Но не хотелось бы нам, чтобы последняя точка в дискуссии была поставлена полуакадемической богословской статьей, которая, к тому же, почти оправдывает развод. Юлия Нурмагамбетова предлагает свой взгляд на эту проблему — взгляд бескомпромиссно антиразводный и очень близкий всем членам редакции.
Раздел: Острый угол
Счастлив тройственный союз
Журнал: № 2 (февраль) 2012Автор: Юлия Нурмагамбетова Опубликовано: 29 февраля 2012

Завершается темный февраль, и мы завершаем наш невеселый разговор о разводе. Но не хотелось бы нам, чтобы последняя точка в дискуссии была поставлена полуакадемической богословской статьей, которая, к тому же, почти оправдывает развод. Юлия Нурмагамбетова предлагает свой взгляд на эту проблему — взгляд бескомпромиссно антиразводный и очень близкий всем членам редакции.

Мы не оставляем своих мам и пап, сыновей или дочерей только лишь потому, что у нас с ними кризис в отношениях. Даже если наши родители и дети становятся «чужими», не любят нас, игнорируют наше беспокойство, считается бесчеловечным вычеркнуть их из собственной жизни. Но почему тогда возможен развод между супругами? Разве человек, который сочетается с нами браком, не стоит к нам ближе всех остальных родственников — душой и телом? Мы открываем своим «половинкам» самую сокровенную часть жизни. И в этом свете любой развод мне видится явлением противоестественным. Как бы ни казалось людям, что они «обо всем договорились» и «соблюли все приличия».

Один православный христианин, тяжело пережив расставание с девушкой перед свадьбой, искал и нашел множество полезных советов, молитв и подсказок для тех, кто пережил любовный разрыв. Накопленной информацией мужчина по-доброму решил поделиться с другими людьми и создал благотворительный сайт «Пережить!» (www.perejit.ru). 

Подборка статей на сайте внушительная, мнения специалистов психологической помощи перемежаются с развернутыми советами священников. Есть отдельный текст про то, как и кому молиться, адаптированный для читателей, впервые столкнувшихся с такой нуждой.

Автор сайта, выступающий под ником Брат, предлагает пережить расставание за шесть шагов: поставить точку; преодолеть навязчивые мысли; извлечь выгоду; работать над собой; не признавать за собой права быть несчастным; делать добрые дела. Все советы даны в предельно корректной форме — посетители сайта очень ранимы. Недаром отдельный раздел посвящен тому, как уйти от желания покончить жизнь самоубийством. «Не хочется жить!» — распространенная реакция на уход любимого человека.

Схожим образом, близкие и друзья разводящихся, как правило, сглаживают, упрощают ситуацию, жалеют участников конфликта, противопоставляя их друг другу. И неизвестно, когда же сказать человеку, что он сам виноват в свершившемся? Что тот, другой, — не противник ему в конфликте, а собрат по несчастью?

На прилагающемся к сайту форуме страдающие от семейных драм люди размещают свои истории. Всем желающим дается право писать слова поддержки. Но везде проскальзывают советы в духе светских глянцевых журналов: «Жить вам теперь так: попрощаться мысленно с бывшим мужем. Потихоньку каждый день отпускать его. Разведенная женщина с ребенком в 30 лет — это не катастрофа и не конец света. Вам надо наметить, чем займетесь теперь и переключиться на что-то: обустраивать новый быт, расписание ребенка, своя работа, друзья». Или: «Я не думаю, что Ваши мечты о другом человеке привели к разводу, скорее Вы себя таким образом успокаивали, поднимали себе настроение».

Полно вариантов, как выжить в одиночку, и практически ни одного — как снова полюбить того, к кому охладел. И лишь мельчайшими крупицами золота спрятаны в залежах подсказок слова о том, что муж и жена встречаются не случайно. Что их «любовь, которая ушла», всего лишь легкий эскиз чувственной влюбленности, который своими трудами надо было воплотить в добротное полотно семейной жизни.

Те, кто еще до разрыва успел дойти до профессиональных советчиков, священников или психологов, уже одним своим победным настроем решают половину проблем. Как минимум, они поняли, что в чем-то ошиблись. Видят, что сами не справляются. Вместе (!) хотят ее решить.

Легко упустить момент, когда пора испугаться и заметить ужасную перспективу. В реальности развод совершается не в гражданском суде и не в Епархиальной канцелярии, если брак освящен Венчанием. Нить, связующая мужа и жену, истончается в жерновах серых будней. Убаюканные однообразием мелких ссор, пары годами не верят в серьезное ухудшение отношений. Бездействуют, называя лень терпением. Скрытая злоба обид и недовольства копится, супруги превращаются в неврастеников и домашних тиранов.

Все защитники разводов кивают в сторону ситуаций, когда внутрисемейные разборки переходят в статус уголовно-наказуемых. Как правило, преступники — мужчины, издевающиеся над женами и детьми. Ну разве есть смысл жить с таким человеком? Нет, конечно! Но и выходить замуж за такого не стоило, правда? А если он стал таким в супружестве, почему вторая половина отрекается от своего участия?

При всех разумных оправданиях, каждый развод обязательно приносит боль. Тому, кого оставляют. Или тому, кто своими руками рвет близкие отношения – ведь он делает это не от хорошей жизни. Вроде совсем рядом облегчение, свобода, но, как минимум, жаль времени и сил, потраченных впустую. Жаль несбывшихся надежд, жаль себя, наивно входившего когда-то в этот союз.

Невероятно больно детям, чьи родители расходятся. Даже если они уже взрослые и все понимают, теперь опоры родительского дома у них больше нет.

Еще, несмотря ни на что, больно тем, кто стал вторыми по счету женами и мужьями. Почему сейчас принято стыдиться этих чувств? К чему эта хорошая мина при плохой игре?

Но все это драпируется внешним приличием развода. Словосочетание «моя личная жизнь» вызывает более священный трепет, чем Божьи заповеди вечной любви. Отсюда трещина между тем, как принято в обществе, и тем, к чему призывает Церковь. Разрушители своих семей обычно уверены, что в браке только две стороны — муж и жена. Свадьбу или развод они считают своим закрытым, приватным делом. А Бога, состоящего в одном союзе вместе с ними, не видят. Сознательно отказываясь от законного супруга, они могут потерять и Господа своего.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

19 апреля, пятница