Братство святого Исаакия

Можно долго говорить о формальной принадлежности Исаакиевского собора государству в дореволюционную эпоху. Но нельзя отрицать того, что приходская жизнь в храме была по-настоящему насыщенной: здесь действовало одно из самых больших православных братств Санкт-Петербурга.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Братство святого Исаакия
Журнал: № 9 (сентябрь) 2015Автор: Анастасия Наконечная Опубликовано: 9 февраля 2017

Исаакиевское братство появилось в Петербурге в конце ХIХ века не случайно. Еще в 1860-е годы, на фоне реформ Александра II — от отмены крепостного права до ослабления цензуры, в российском обществе вдруг заговорили о братствах. В то время на юго-западных границах России, в условиях католического прозелитизма, их было немало, однако в центре и в столице речь о братствах была внове. О них писали в прессе, вспоминали в светских салонах и среди духовенства, — во многом с подачи основателя первого братства в Петербурге священника Александра Гумилевского. В 1864 году император издал правила для учреждения православных братств — и к началу ХХ века их было учреждено около двухсот.

Возникали они обычно «снизу», как это было и с Исаакиевским братством. Его основателями можно считать супружескую пару Воронцовых-Дашковых, а также церковного писателя и исследователя российских братств Александра Папкова.

Об открытии братства настоятель Исаакиевского собора протоиерей Петр Смирнов объявил в декабре 1896 года на проповеди после Литургии. В первый же день в него вступили несколько десятков человек, а через год в нем состояло 142 человека, среди них граф Орлов-Давыдов, княгиня Ольга Долгорукая, генерал Петр Дурново и др. Помимо представителей аристократических фамилий в братстве были люди разных сословий и родов деятельности. Братчики не только жертвовали на деятельность братства, но и безвозмездно трудились в разных братских заведениях. Покровителем братства святого Исаакия стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Силами братства была открыта благотворительная столовая, где каждый день кормили 60 нуждающихся. В братских классах по переплетному, столярному и токарному ремеслам, рисованию и церковной музыке занимались 50 мальчиков. Эти классы открыли после того, как заметили «горькую участь малолетних певчих соборного хора, которые с потерею голоса остаются совершенно на улице». О качестве работы классов можно судить по тому факту, что к концу первого года обучения мальчики сами изготовили «висячую этажерку, скамейку под ноги, линейку, пюпитр, рамку и складной стул». Для девочек была открыта церковно-приходская школа. С началом Первой мировой войны братство основало мастерскую-убежище для воинов-инвалидов, где тех обучали портновскому делу. По благословению митрополита в ней проживали не только православные, но и увечные воины иных исповеданий. В течение всех 20 лет своего существования братство поддерживало около 30 крайне нуждающихся семей, выдавая им ежемесячное пособие. При необходимости разовую помощь оказывали и другим людям. Деньги на все эти нужды собирали вскладчину, к членам братства присоединялись многие прихожане собора.

Однако главной своей целью братство считало не благотворительность: «Служение духовным нуждам верующих должно составить первую и главную задачу братства... Жатвы будет много; да послет Господин жатвы и жателей многих и способных к тому», — говорится в его отчете. Последняя фраза цитирует слова Христа, когда Он призывает апостолов к проповеди.

Основой проповеди в братстве, конечно, было Евангелие. Его распространяли в братской лавке практически бесплатно; открыли библиотеку, в которой можно было читать не только Евангелие или жития святых, но и труды святителя Иоанна Златоуста, митрополита Филарета Московского, архиепископа Иннокентия Херсонского и др. На еженедельных беседах для «людей бедных, простых, служащих и трудящихся в соседних домах» протоиерей Феодор Знаменский пояснял «апостольские и евангельские чтения на Божественной литургии, соединяя их с нравственными наставлениями, направленными против грубых народных пороков: пьянства, сквернословия, праздничного разгула и других». Взрослые приводили на эти встречи детей, которые участвовали в общем пении молитв.

Последний ежегодный отчет Исаакиевского братства вышел в 1917 году. Что было дальше с братством, точно неизвестно. Графиню Воронцову-Дашкову посадили в тюрьму, однако затем освободили, и она выехала за границу, где умерла своей смертью. Протоиерей Феодор Знаменский стал исповедником веры: он не вернулся из Котласской ссылки, к которой был приговорен в 1931 году. Александр Папков в 1917–1918 годах был членом Поместного собора, скончался в 1920 году. Из истории других братств мы знаем, что в условиях гонений на Церковь братчики продолжали поддерживать друг друга и находили новые способы поддерживать остальных. Полная история Исаакиевского братства еще ждет своего исследователя. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "АКТУАЛЬНО"