Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лев, священник и президентская библиотека

Нарисованный песком царь зверей получился добрым, мягким, с кучерявой гривой. Совсем не грозным, в отличие от своего прототипа, глядящего на нас с лежащей рядом фотографии. Да и разве мог выйти страшным лев из жития святого Герасима Иорданского — хищник, обедавший хлебом и мочеными овощами? Доброму искусству песочной анимации учатся в Президентской библиотеке воспитанники воскресных школ Тихвинской епархии.
Раздел: Проект
Лев, священник и президентская библиотека
Журнал: № 11 (ноябрь) 2016Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 15 ноября 2016

КАРТИНЫ ИЗ ПЕСКА

Для маленьких прихожан из разных храмов Тихвинской епархии поездка в Президентскую библиотеку в Петербурге — настоящее приключение. Вот, например, ребята из поселка Мга каждую субботу приезжают сюда вместе с настоятелем поселкового храма протоиереем Димитрием Ничипоруком. Отец Димитрий — священник веселый и общительный. Он часто смеется и много шутит, а потому и дорога из Мги в Петербург для ребят не утомительна, а даже наоборот —увлекательна. Каждую субботу в библиотеке ребята пробуют себя в роли настоящих мультипликаторов, да не обычных, а рисующих песком.

Занятия ведет Наталья Назарова, преподаватель воскресной школы при храме Николая Чудотворцам в Саблино. Она, сама профессиональный художник, замечает, что песочная анимация — очень непростая техника даже для подготовленных людей:

— В нашей воскресной школе кроме меня еще два педагога занимаются с детьми изобразительным искусством, — говорит Наталья Александровна. — Пару раз я просила их заменить меня на уроках песочной анимации, но у них не получилось.

Однако, уверена она, научиться создавать картины из песка может практически каждый. Главное — вера в свои силы и настойчивость. Ведь даже у детей, поначалу боявшихся не то что песком, а даже и обычными карандашами и красками рисовать, получается вполне неплохо.


КАК ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ

Идея создать в Президентской библиотеке анимационную студию для детей возникла у начальника отдела маркетинга Анны Дамаскиной. Но для этого необходимы немалые средства: как минимум, нужно закупить специальные столы для рисования песком… Анна Игоревна давно уже была прихожанкой библиотечного храма Святых отцов cеми Вселенских Соборов и имела теплое общение со старостой прихода Светланой Семагиной, которая очень кстати оказалась куратором конкурса «Православная инициатива» от Тихвинской епархии. Она-то и посоветовала подать заявку на получение гранта. Первый шаг был сделан, дальше оставалось только решить — кто же будет посещать занятия в новом кружке?

— Во-первых, это воспитанники воскресных школ Тихвинской епархии. Кроме того, мы хотим приглашать на занятия и учащихся из городских коррекционных школ, — говорит Анна Дамаскина.

Справка

ДЕТСКАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СТУДИЯ «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО» ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТИХВИНСКОЙ ЕПАРХИИ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ БЫЛА ОТКРЫТА В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ 20 МАЯ. ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГРАНТОВОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА 2015–2016». ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА ПЛАНИРУЮТ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ РАСКАДРОВКЕ, ПРИЕМАМ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ, ПОЗНАКОМИТЬ С РАБОТОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ МОНТАЖА И ЗВУКОЗАПИСИ. ПРОЕКТ ЗАВЕРШИТСЯ В ДЕКАБРЕ. ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННОМ ЗАЛЕ В РАМКАХ КИНОКЛУБА БИБЛИОТЕКИ.


ПЕСЧАНОЕ ПРЕДАНИЕ

Сегодняшний урок начинается с просмотра песочного мультфильма «Любовь». Рука художника выводит на песке слова «Таня + Толя = Любовь». Дети заметно оживляются, сразу видно, что тема их очень интригует. Но Наталью Александровну, преподавателя, сейчас интересует в первую очередь не содержание картины (пусть она и призывает поразмыслить о любви именно с христианских позиций), а ее техническое исполнение:

— Ребята, обратите внимание, как работает художник! Светом и тенью, тональными пятнами. Помните, что я вам в прошлый раз говорила?

— Насколько завораживающе! — вступает в разговор отец Димитрий. — Наверное, такой технике нужно долго-долго учиться?

— Наоборот, мне кажется, это даже проще, чем то, как работают ребята — выводить линии на уже рассыпанном песке.

Дети рисуют кадры для мультфильма по мотивам жития святого Герасима Иорданского. Сценарий написан сотрудницей библиотеки Алёной Долгоруковой, и хотя сюжет готовящейся картины ее создатели раскрывать пока не хотят, известно, что главным героем повествования будет все-таки вполне современный школьник.

— Вся европейская культура имеет христианские корни, — рассуждает отец Димитрий. — В основе многих литературных, музыкальных произведений лежат именно библейские сюжеты или же истории из Священного Предания. В нашей стране эта традиция была прервана. Надо ее возрождать.

Каждому ученику на урок ставится своя задача. Сегодня, например, ребятам предстоит поработать над исправлением небольших недочетов, допущенных в прошлые разы:

— Ксюша, верблюдов хорошо бы сделать силуэтами на фоне светлого неба. А ты, Василий, «поправь» немного льва и святого Герасима сделай светлее. Давайте, приступаем к работе!

Мне тоже предоставлена возможность порисовать песком. Уже готовый, запечатленный на фотокамеру рисунок: лев, тихо возлежащий на склоне холма среди колючек.

— Попробуйте, может, лучше наклонить льву голову? Пусть он положит ее на лапы, — советует Наталья Александровна.

Я возился минут пятнадцать. С головой льва что-то определенно не ладилось. Царь зверей становился сам на себя не похож.

— Вы, наверно, сильно правите за учениками? — спрашиваю преподавательницу.

— Как раз нет. Лишь изредка, чтобы святой Герасим выглядел достойно.


ДЕТИ

Учащимся воскресных школ христианские сюжеты, конечно же, привычны. Им не нужно объяснять многие вещи, непонятные обычному «светскому» ребенку. Они знакомы и с евангельской историей, и с житийной литературой. И вопросов, «зачем это Герасим пошел жить в пустыню», у них не возникает.

Зато о том, как должна на самом деле выглядеть эта самая пустыня, знают не все. Что даже удивительно в нынешний век развития информационных технологий. Поэтому рядом с ученическими столами для песочной анимации стоит большой плазменный экран, на который выводятся фотографии песчаных барханов, львов, двугорбых и одногорбых верблюдов.

Вот Ксения нарисовала ослика святого Герасима — того самого, которого увели купцы, шедшие караваном в Аравию.

— Похож на ослика Иа-Иа, — говорит отец Димитрий. — Будто бы сценка из мультфильма, когда Иа-Иа грустил в своем Унылом месте среди чертополоха.

И правда, ослик святого Герасима будто срисован со знаменитого милновского персонажа, грустно понурившего голову.

А Василий в это время рисует главного героя мультфильма — современного школьника.

— А почему ты только туловище нарисовал? — спрашивает ученика Наталья Александровна.

— Чтобы сфокусировать взгляд зрителя на руках.

— Все-таки людей принято с головой изображать.

Василий — самый опытный из всех учеников. Он занимается мультипликацией уже не первый год — в воскресной школе при храме Николая Чудовторца во Мге. Вместе с другом они создают мультфильмы в технике перекладки. Сейчас, например, ребята работают над «экранизацией» сказки ненецкого поэта Прокопия Явтысого.

Занятие длится больше часа. К концу дети, конечно, устают. Одна из девочек даже отходит от своего рабочего места и увлеченного разглядывает фотографии пустыни и верблюдов.

— Я думаю, надо бы в середине урока делать небольшой перерыв, — рассуждает отец Димитрий. — Может, поговорить о Евангелии с ними? Хотя мы уже по дороге сюда успеваем поговорить обо всем на свете.

После урока наступает долгожданный момент — близится обед. Недалеко от библиотеки есть уютное домашнее кафе, владельцы которого за небольшую плату согласились раз в неделю кормить детей. Ну а на обратном пути их вновь ждут увлекательные беседы с отцом Димитрием. Ровно через неделю дети опять приедут в библиотеку — мультфильм о святом Герасиме, льве и школьнике нужно закончить осенью.

Другие статьи из рубрики "Проект"

система комментирования CACKLE