Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Ноябрь 1916 года

В ноябре 1916 года лидер партии кадетов Павел Милюков произнес речь «Глупость или измена», обвинявшую императрицу Александру Фёдоровну и премьер-министра России Бориса Штюрмера в подготовке сепаратного мира с Германией; закончено строительство железной дороги от Петрограда до Мурманска; в Новониколаевске (ныне Новосибирске) произошли массовые беспорядки, вызванные дефицитом товаров первой необходимости. «Церковный вестник» в ноябрьских выпусках рассказывал о любопытной иудейской секте, восторгался разнообразными талантами выпускников Духовной академии, объяснял, как можно отменить идеологически вредную лекцию.
Раздел: Via Historica
Ноябрь 1916 года
ВОЕННЫЙ ЗАЕМ. Второй выпуск 1916 года
Журнал: № 11 (ноябрь) 2016Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 7 ноября 2016

К ВОПРОСУ О МИССИОНЕРСКОЙ БОРЬБЕ С ЕВРЕЙСТВОМ. 

ПРОФЕССОР-ПРОТОИЕРЕЙ В. ЗЫКОВ

В селах Зима и Тайтурка Иркутской губернии живут общины сектантов субботников, или иудействующих. Появление общины субботников в Иркутской губернии относится к 1826–1827 годам, когда по указу императора Николая I около 50 душ крестьян Рязанской, Саратовской и Воронежской губерний сосланы были сюда за отпадение от православия и переход в еврейскую веру. В настоящее время число субботников, проживающих в селе Зиме и окрестностях, простирается до тысячи душ; число тайтурских — немного более двухсот душ.

Все субботники говорят на чистом русском языке. Попытки некоторых ревностных учителей-евреев ввести еврейский жаргон окончились полной неудачей. Родственные связи между субботниками и евреями — явление весьма редкое. Еврей, женившийся на субботнице, не стесняется упрекать ее: «ты — гоя, и отец твой — гой, и дед твой — гой, и все ваше поколение — гои; ха, тоже евреи! Говорить ни слова не умеют по-нашему, а евреи!» По костюму и по типу решительно ничем нельзя отличить субботника от его соседа православного. Субботники сохранили и чисто русские фамилии. Общее образование дети субботников получают в русской сельской школе; после чего на зиму, много на две, мальчики отдаются в науку еврейскому учителю. Последний обычно считает свою обязанность по отношению к ученикам исполненной, если научит их бегло читать по-еврейски, без всякого понимания читаемого, да кое-каким молитвам и обрядам.

На молитвенных собраниях субботники, хотя и одевают по примеру евреев талисы и тефилины, но читают молитвы по еврейскому молитвеннику с русским переводом. В будничные дни молитвенный дом стоит закрытым. Справляя еврейские праздники, субботники не забывают и русских. М. Козьмин [православный публицист, выходец из среды субботников] рассказывает о таком случае. На второй день еврейского праздника Пятидесятницы он встретил компанию подгулявших субботников, ехавших на лошади, что по еврейским правилам в праздник строго воспрещается. Старший из компании на вопрос Козмина: «что это значит, почему вы это ездите на лошади в такой праздник?», отвечал: «да ведь у нас сегодня праздник Троица, вот и загуляли, поехали в гости». Еврейский праздник «Пурим» субботники приспособили к русской маслянице: особенно сильно в это время гуляют, катаются на лошадях, слышны русские песни, гармоника, хороводы с пением: «А мы просо сеяли…» В соблюдении субботы субботники не отличаются особенной строгостью, как это требуется еврейской религией: «только и осталось у них, — говорит Козмин, — что не выходят на полевые работы, а выходят на базар; там покупают и продают наравне с своими односельчнами православными». Испонение других требований еврейской обрядности — относительно пищи, ритуальной чистоты — делается все менее строгим, особенно у молодого поколения субботников. Свадебные обряды и обычаи представляют пеструю смесь искони русского с еврейским и сопровождаются бесконечными попойками.


ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. 

ПРОФЕССОР А. БРОНЗОВ

[В заметке рецензируется книга, посвященная 47-му курсу Академии. Книга любопытна анализом социального положения выпускников духовного вуза]. 47-й курс столичной Духовной академии дал семь лиц, занявших потом епископские кафедры, и более 30 протоиереев,­ священников, диаконов и псаломщиков. Некоторые члены этого курса даже миссионерствовали, например, в Японии… [далее перечисляются светские должности в сфере церковного управления, образования и науки] Назову позиции, занятые студентами 47-го курса, по-видимому, уже совсем неожиданно и отвоеванные исключительно их «особыми» талантами. В частности, пред вами: «Иркутский вице-губернатор», «директор Русского Азиатского банка», «вице-директор канцелярии Императорского человеколюбивого общества», «главный контролер портов северо-западной части Черного моря», «начальник службы сборов Южных железных дорог», «правитель канцелярии Государственной комиссии погашения долгов», «помощник делопроизводителя Главного управления водных и шоссейных путей сообщения», «ревизор департамента военной и морской отчетности Государственного контроля», «ревизор Департамента кредитной отчетности», «помощник делопроизводителя канцелярии Государственного банка», чиновник «Главного управления почты и телеграфов», «непременный член Губернского по земским и городским делам присутствия», чиновники «Кабинета его императорского величества», — «его императорского величества Кабинета по учреждениям императрицы Марии», — почетный мировой судья», «доктор медицины», «офицер»… Какое обилие талантов самых разнообразных!


ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК (ОТВЕТЫ НА ЗАПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ).

ПРОФЕССОР А. БРОНЗОВ

Священнику А-ву. На ваш вопрос о том, что лекции теософов «не были разрешены» в Петрограде, отвечаю точным пояснением, как это было достигнуто. Лекторы, по закону, представляют конспекты предлагаемых к прочтению лекций. Административная власть обычно просит у духовной власти экспертного заключения. Так было и в этом случае. И вот от осведомленности эксперта-миссионера в учении теософов и зависел его основательный отрицательный ответ духовной власти по содержанию названных лекций. Конечно, ни один православный миссионер не признает лекции теософов полезными для народа, да еще без возражений на них. Но эту нежелательность надо уметь обосновать. Самое же запрещение лекций является делом административной власти, которая может и не внять заключению эксперта, как и на судах часто не внимают экспертам.

Другие статьи из рубрики "Via Historica"

система комментирования CACKLE