На языке камня

В Русском музее 24 ноября открывается выставка в честь 150-летия со дня рождения выдающегося скульптора Паоло Трубецкого. 
Журнал: № 11 (ноябрь) 2016Страницы: 52 Автор: Мария Сухова Опубликовано: 3 ноября 2016

Т рудно найти скульптора, творчество которого на рубеже XIX–XX веков вызвало бы в России больший резонанс, чем произведения Павла (Паоло) Трубецкого. Один из ярких представителей импрессионизма, Трубецкой определил новое направление развития скульптуры. В противовес академической школе, которой присущи описательные законченные образы и детализация, Трубецкой создавал произведения в динамичной манере, чрезвычайно насыщенные эмоционально. Как и все импрессионисты, Трубецкой презирал внешнюю законченность. Его работы отличает свободная моделировка форм, в нарочито «незавершенной» фактуре ощущается тепло рук — на поверхности скульптуры можно увидеть следыпальцев или стеков мастера. Всё это создает сложную игру света на поверхности, а ощущение незавершенности оставляет воображению зрителя возможность прочувствовать, как фигура обретает форму.

Внебрачный сын русского дипломата и американской пианистки, Трубецкой вырос в Италии, рано проявил интерес к скульптуре, но не получил законченного художественного образования. Тем не менее работы молодого скульптора были высоко оценены критиками и завоевывали премии в Милане и на международных выставках. Весть о таланте русского итальянца быстро долетела до России. В 1897 году Трубецкой получил приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества преподавать скульптуру. Его согласие оказало большое влияние на формирование многих русских мастеров. Это время впоследствии будет названо «московским периодом» творчества художника. («Московский извозчик» — первая скульптурная композиция, исполненная в России, «Лев Толстой на лошади», «Девочка с собакой»).

В 1899 году Трубецкой участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Его работы у одних вызвали резкую критику из-за нарушения «классических канонов», других, напротив, привлекали новаторским методом, способным преодолеть кризис академизма. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал Трубецкого «самым свободным, самым смелым и наименее официальным из русских художников». Однако самые горячие споры и дискуссии, не утихающие по сей день, вызвала конная статуя Александра III (1909), эскиз которой мастер буквально за неделю вылепил из глины для участия в конкурсе проектов. Эскиз памятника привел в восторг вдовствующую императрицу, что обеспечило Трубецкому победу в конкурсе. С 1906 года художник жил за границей. Там он создал портреты писателей Анатоля Франца, Бернарда Шоу, и, что символично, Огюста Родена — титана скульптуры импрессионизма. Трубецкой, которого можно назвать «русским Роденом», до Первой мировой войны часто приезжал в Россию и участвовал в выставках. С 1914 года работал в Америке, построил Голливуде просторную студию, а в 20-е годы вернулся в Италию. В последние месяцы жизни из-за болезни Трубецкой не мог заниматься скульптурой и обратился к живописи. Последним произведением мастера стала фигура Христа, оплакивающего творящее зло человечество.

На выставке будут представлены преимущественно произведения «русского периода», в том числе конная статуя Александра III, выполненная для памятника. Здесь можно будет увидеть портреты выдающихся современников Трубецкого: писателей, художников, государственных деятелей. Среди них — многочисленные портреты Льва Николаевича Толстого, с которым скульптор был очень дружен, Сергея Юльевича Витте, Исаака Ильича Левитана, Фёдора Ивановича Шаляпина, Сергея Сергеевича Боткина, портреты членов императорской семьи и дворянских фамилий. Будут показаны и жанровые композиции, отражающие сцены русской жизни: «Дети», «Извозчик», «Девочка с собакой» и многие другие, а также многочисленные анималистические работы скульптора. Произведениям Трубецкого присущи эксцентричность и движение, благодаря которому мастер передает безграничный спектр эмоций и внут­реннюю жизнь моделей. Кажущаяся невероятно живой, словно вырывающейся из камня скульптура не только отражает впечатления художника, но и передает дуновение времени.

Всего экспозицию составят 37 скульптурных произведений и 8 рисунков из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и московской частной коллекции.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

28 марта, четверг
rss

№ 11 (ноябрь) 2016

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Город потерянных доминант. Архимандрит Александр (Фёдоров) о воссоздании и строительстве храмов
/ Интервью / Патриарху Кириллу - многая лета!
/ Крупный план / В память о семеновцах
/ Крупный план / Литургия у котлована. Храм Рождества Христова на Песках
/ Крупный план / Крест в "зеленой зоне"
/ Via Historica / По следам преобразований
/ Via Historica / Славься чем, Екатерина?
/ Via Historica / Ноябрь 1916 года
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Умный разговор / Императрица и Церковь
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Русская библия как национальный проект
"Дураки" на краю света
Особые люди из Раздолья. Приют для инвалидов в Приозерском районе
/ Приход / Женщины поселка Сусанино
/ Проект / Лев, священник и президентская библиотека. Анимационная студия в библиотеке имени Б.Н. Ельцина
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
В разных жанрах - о главном
На языке камня
Музыка в ноябре