Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Музыка в октябре

Уже больше сорока лет 1 октября во всем мире отмечается День музыки. И именно в октябре новый концертный сезон в Петербурге интенсивно набирает силу, возвратившаяся с дач и отпусков публика устремляется в театры и концертные залы. В октябрьской афише найти интересное для себя смогут любители музыки разных жанров и разных направлений.
Журнал: № 10 (октябрь) 2016Страницы: 54-55 Автор: Георгий Ковалевский Опубликовано: 3 октября 2016

Традиционный осенний фес­тиваль Earlymusic, возглавляемый скрипачом и руководителем ансамбля «Солисты Екатерины Великой» Андреем Решетиным, в этом году представит самую первую из опер, написанных на русском языке, — «Цефал и Прокрис». Либретто по мотивам древнегреческой истории об испытании античными богами брачного союза охотника Цефала и его царственной супруги Прокрис написал знаменитый в XVIII веке поэт Александр Сумароков. Музыку сочинил работавший при русском дворе итальянец Франческо Арайя. Он не знал русского языка, однако либреттист остался доволен результатом и даже посвятил соавтору следующие строки: «Арайя изъяснил любовны в драме страсти и общи с Прокрисой Цефаловы напасти так сильно, будто бы язык он русский знал, иль паче, будто сам их горестью стенал». Впервые опера была поставлена силами русской труппы ранней весной 1755 года, в Зимнем дворце, во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Премьера удостоилась восторженной рецензии в Санкт-­Петербургских ведомостях:«Шестеро молодых людей российской нации, <…> которые нигде в чужих краях не бывали, <…> представляли сочиненную А. П. Сумароковым на российском языке и придворным капельмейстером г. Арайем на музыку положенную оперу, „Цефал и Прокрис“ называемую, с таким в музыке и итальянских манерах искусством и с столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образу наилучших в Европе опер». Увидеть и услышать образец «наилучших в Европе опер» XVIII века можно будет в Эрмитажном театре 4 октября. Кроме певцов и инструменталистов в исполнении оперы примет участие барочный балет Анджолини, с которым будет работать немецкий знаток старинных танцев Клаус Абромайт.

Выступлением Филармонического оркестра города Турку 7 октября в Концертном зале Мариинского театра откроется абонемент «Приглашенные оркестры: Запад-Восток». Художественный руководитель и главный дирижер старейшего в Финляндии музыкального коллектива Лейф Сегерстам продирижирует программой, в которой наряду с сочинениями Чайковского и Сибелиуса прозвучит и его собственная Симфония № 288, имеющая название «Позволить потоку двигаться дальше…». Сегерстам — абсолютный рекордсмен по количеству созданной в этом жанре музыки: он написал 300 симфоний (за Йозефом Гайдном, к примеру, числится «всего лишь» 104 симфонии). Классик финской музыки Ян Сибелиус, чей 150-летний юбилей широко отмечался в прошлом году, помимо своей последней одночастной Седьмой симфонии будет представлен на этом концерте вокальными миниатюрами на стихи финских поэтов-романтиков. Их исполнит сопрано Марьюкка Теппонен. Из более знакомых российскому слушателю произведений оркестр исполнит Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», написаннуюмолодым еще Петром Ильичом Чайковским по совету Балакирева в 1869 году и ставшую одним из самых ярких и узнаваемых его творений.

На следующий день, 8 октября, на сцене того же Концертного зала Мариинки выступит Московский государственный академический камерный хор под руководством Владимира Минина. В советские годы, когда церковная музыка находилась под негласным запретом, мининский хор одним из первых представил массовому слушателю шедевры духовной музыки Рахманинова, Чайковского, Архангельского и Чеснокова и выпустил затем эту музыку на грампластинках. В этом году хор отмечает свой 45-летний юбилей, в честь которого дает серию концертов в разных городах. В Петербурге легендарный коллектив споет фрагменты из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» op. 31 Сергея Рахманинова и произведение грузинского композитора Гии Канчели Amao omi («Война бессмысленна») для хора в сопровождении квартета саксофонов, написанное в 2005 году. Известный обывателю прежде всего своей музыкой к театру и кино (созданные им саундтреки к «Мимино» и «Кин-дза-дза» стали почти что фольклором), Канчели довольно много работает в серьёзных жанрах, где ему удается виртуозно сочетать строгий академизм с эмоциональной открытостью и доступностью, способными тронуть любое сердце.

Фрагменты из рахманиновской «Литургии Святого Иоанна Златоуста» можно будет услышать и в Большом зале Петербургской филармонии во время гастролей хора «Кларион» (США), который выступит вместе со своим дирижером и художественным руководителем Стивеном Фоксом 25 октября. Главной интригой вечера станет исполнение американцами совершенно незнакомой русскому слушателю «Страстной седмицы» Максимилиана Штейнберга. Зять Николая Андреевича Римского-Корсакова, профессор Ленинградской консерватории, принявший христианство иудей Штейнберг известен больше как автор симфонических произведений, а также как учитель по композиции Дмитрия Шостаковича. Созданная на канонические тексты «Страстная седмица» для хора a cappella — пожалуй, единственный пример духовной музыки у Штейнберга.

Он сочинял этот опус в тяжелейшие для России 20-е годы XX века. Композиция состоит из 11 частей и включает в себя песнопения Страстной недели от понедельника до субботы. Штейнберг создавал свой труд, ориентируясь не столько на практику богослужений (композитор понимал, что храмовое исполнение этой вещи по разным причинам было невозможно), сколько на художественный образ. Основная задача «Страстной седмицы» — выразить с помощью музыки эмоциональное содержание самой напряженной недели церковного года. Сочинение Штейнберга связано отчасти и с западной театральной традицией пассионов. Отдельные номера «Страстной седмицы», в которых чередуются партии солистов и хора, звучат как бы от лица героев «Страстей»: самого Христа, апостолов, Иосифа Аримафейского. По изысканности и тонкости хорового письма партитура Штейнберга близка к произведениям его современников: Танеева, Рахманинова, Гречанинова, а в отдельных моментах по сложности даже превосходит их.

В 1927 году «Страстная седмица» Штейнберга была издана в Париже небольшим тиражом. Вскоре она стала раритетом, о котором мало кто знал. В 1957 году эти ноты попали в руки американскому хоровому дирижеру русского происхождения Игорю Букетову. Уже после его кончины его дочь Барбара Мук сумела организовать исполнение и запись неизвестного шедевра. В 2016 году музыку Штейнберга уже услышали жители Нью-Йорка и Портленда, а в октябре «Страстная седмица» прозвучит в России и Европе.

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE