Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Не демиург, а со-творец

Недавно в Санкт-Петербурге вышел сборник «Афонская свеча», посвященный 1000-летию русского монашества на Афоне. О том, как появилась эта книга, рассказывает ее составитель и один из авторов — писатель Евгений Лукин.
Раздел: ПОДРОБНО
Не демиург, а со-творец
Журнал: № 9 (сентябрь) 2016Страницы: 18-19 Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Марина Куракина Опубликовано: 23 сентября 2016

«ПЛОТНИК» — ВАЖНОЕ СЛОВО

В прошлом году, листая православный календарь знаменательных дат, я обнаружил, что в 2016 году будет праздноваться 1000-летие первого письменного свидетельства о русском монашестве на Афоне. Тогда я впервые услышал о первой русской обители на Афоне под названием Ксилургу, что в переводе означает «Древодел».

Название, скажем прямо, малоизвестное: обычно, когда говорят о русском Афоне, упоминают только Свято-Пантелеимонов монастырь. В этом монастыре мы жили, когда в 1996 году небольшой группой отправились в паломничество на Афон. Мы посетили разные афонские обители, но в Ксилургу не были. Никто из нас не знал об этом монастыре, и афонские монахи ничего нам о нем не рассказывали.

Когда я узнал о Ксилургу, был поражен тем, что первая русская обитель называется «Древодел», или «Плотник». Это слово очень много значит для христианина: плотниками были и Иосиф Обручник, и Сам Господь Иисус Христос.

По одной из легенд, монастырь Ксилургу был основан попечением Крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира. То есть князь не просто крестил Русь, но и думал о том, как будет развиваться русская духовность, наша Церковь. Он отправил на монашеский остров наших строителей-плотников (это было неожиданно для Афона, поскольку в Греции деревянных храмов не строили). Поэтому обитель так и назвали — «Древодел». Здесь началась история русского монашества: именно в Ксилургу постригся в монахи под именем Антоний паломник Антипа, основавший потом Киево-Печерскую лавру.

Ксилургийская обитель существует и сейчас, там живут несколько монахов. Недавно там побывал Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с полномочным представителем президента в Центральном федеральном округе Александром Бегловым. Это была деловая поездка, речь шла о восстановлении скита: его постройки сильно обветшали. Быть может, даже хорошо, что обитель пребывала в безвестности до наших дней.

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ЛИБРЕТТО

Между тем 1000-летие первой русской обители на Афоне мне представилось крайне важной исторической датой, которая требовала своего художественного осмысления. Несколько лет назад я написал либретто «Радонежской оратории» к 700-летию преподобного Сергия, музыку для которой сочинила композитор Владислава Малаховская. Вспомнив об этом, я решил создать либретто кантаты, посвященной Ксилургу. Написал текст в надежде, что он будет когда-нибудь исполнен.К счастью, композитор нашелся: кантата «Ксилургийский скит» на музыку Игоря Новикова будет исполнена 24 октября в Российском институте истории искусств в рамках конференции «Духовные ценности Афона и Русский Север».

АВТОРЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Одновременно возникла идея издать сборник, посвященный тысячелетию Ксилургу, а фактически — тысячелетию православных начал в русской культуре. На мой призыв откликнулись многие петербургские писатели и ученые.

Далеко не все присланные произведения рассказывали об Афоне. Но все имели прямое отношение к православию. Весь материал был разделен по темам: «Святой исток» — об истоках православной духовности; «Голгофа» — о новомучениках­­и, шире, о святых ХХ века; «Горний хлеб» — о творчестве, «Северный Афон» — так обычно называют Валаам, но здесь имеется в виду православный Русский Север, в том числе и его новая история — Петербург; «Зоркая свеча» — это взгляд в будущее.

Принципиальным было жанровое многообразие: в сборник вошли и лирическая поэзия, и художественная и документальная проза, эссе, статьи.

Среди авторов — известные петербургские ученые: доктор философских наук Александр Казин, доктор филологических наук Алексей Любомудров, кандидат филологических наук Андрей Родосский, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин. Доктор технических наук Лев Горшков прислал статью, посвященную праведному Иоанну Кронштадтскому. Доктор филологических наук и наш замечательный писатель Евгений Водолазкин прислал очерк «Прощание», посвященный Дмитрию Сергеевичу Лихачеву.

В сборнике представлен и журнальный мир: главный редактор журнала «Нева» поэт Наталья Гранцева, главный редактор журнала «Невский альманах» поэт Владимир Скворцов, заведующий отделом прозы журнала «Звезда» поэт Евгений Каминский и другие. Среди авторов не только петербуржцы: например, кандидат филологических наук, исследовательница «Слова о полку Игореве» и поэт Наталья Романова — из Луганска, но в силу известных обстоятельств сейчас живет в Питере.

Сборник «Афонская свеча» — это скромная попытка подвести итог, понять, с чем мы встречаем тысячелетие русского монашества на Афоне. Конечно, для ряда петербургских литераторов эта тема чужда. Идет непримиримая борьба между традиционными представлениями о жизни, характерными для большинства религий, и постмодерном. Философия постмодерна сегодня превратилась, как в свое время марксизм-ленинизм, во всепоглощающее учение. Но она изначально несет в себе разрушение. Надо признать, что идеи постмодерна крайне заманчивы для людей творческих, и тут важно осознавать, кто ты — демиург или все-таки со-творец.


Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"

система комментирования CACKLE