Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Святая гора на песках

Один из центров Вселенского православия — Святая Гора Афон — от нас далек. А для женщин, как известно, и вовсе недосягаем. И в то же время прикоснуться к особому духовному миру Афона сегодня в нашем городе может каждый. На 5-й Советской (Рождественской) улице завершено восстановление Афонского подворья. С его появлением открывается новая страница в истории представительства Святой Горы в Петербурге.
Раздел: ПОДРОБНО
Святая гора на песках
Журнал: № 9 (сентябрь) 2016Страницы: 10-13 Автор: Елена МиловидоваФотограф: Сергей Шорох Опубликовано: 20 сентября 2016

НА РОЖДЕСТВЕНСКОЙ УЛИЦЕ

Именно здесь до революции находилось Старо-Афонское подворье Андреевского мужского скита. История его появления такова: в середине XIX века в Андреевском («русском») скиту на Афоне начинается строительство грандиозного Андреевского собора, требующее огромных средств. Для их сбора в 1861 году в Россию отправляется главная святыня «андреевцев» — чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Она принадлежала основателю и первому игумену обители иеросхимонаху Виссариону (Толмачеву) и представляла собой двустворчатый складень в дорогой оправе. (Икона эта неоднократно путешествовала по России, являя многочисленные чудеса исцеления. К сожалению, следы образа затерялись после революции.) Одновременно радетели Афона в Петербурге, первым среди которых можно назвать известного археолога, автора уникальных фотографий древних памятников христианской культуры Петра Севастьянова (похоронен в Александ­ро-Невской лавре), предлагают возвести в столице часовню в пользу Андреевского скита. Но вопрос остается нерешенным.

В 1875 году купчиха из Павловска Анна Джамусова жертвует на Афонское подворье участок с каменным домом и десять тысяч рублей. Земля находится в районе под названием Пески — самом высоком в те времена месте в городе, никогда не затоплявшемся во время наводнений. Но только спустя четырнадцать лет, в 1889-м, после страшной железнодорожной катастрофы на станции Борки, где чудесным образом выживает царская семья, по личному настоянию императора Александра III на перекрестке 5-й Рождественской и Дегтярной улиц начинается строительство подворья.

Не менее интересна и личность главного жертвователя — Иннокентия Сибирякова. Молодой, но успешный золотопромышленник, меценат, он передает петербургскому подворью фантастическую сумму денег — больше двух миллионов рублей! Часть этих средств идет на возведение храма и подворских построек в Петербурге, остальная сумма — на строительство Андреевского собора на Афоне. Сам Сибиряков становится монахом Андреевского скита и через несколько лет, в сорокалетнем возрасте, умирает, найдя упокоение в афонской земле.

ВТОРОЕ АФОНСКОЕ ПОДВОРЬЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

принадлежало Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю, расположенному у подножия Афонской горы в Абхазии. Это подворье находилось в Нарвской части Санкт-Петербурга («часть» — основная административно-территориальная единица деления города в те годы) по адресу: Забалканский (ныне Московский) проспект, 25, угол 2-й роты Измайловского полка (ныне 2-ая Красноармейская улица). Подворье Ново-Афонского монастыря, которое одновременно стало и подворьем Свято-Пантелеимоновского монастыря, было устроено на большом участке земли, пожертвованном краснохолмской мещанкой А. Клементьевой. В 1886 году петербургский епархиальный архитектор Н. И. Никонов подготовил проект фундаментального трехэтажного здания подворья в московском стиле XVII века. С разрешения Святейшего Синода оно было заложено 17 августа 1886 года викарным епископом Ладожским Арсением (Вадковским) на участке, пожертвованном А. И. Клементьевой. Старцами Свято-Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием и духовником иеросхимонахом Иеронимом на устройство столичного подворья было выделено 200 тыс. рублей, пожертвованных от разных дарителей, в основном через Московское афонское подворье. Фасад главного здания подворья украшали большие иконы. Иконостасы, изготовленные в русском стиле, привезли из Москвы, образа исполнили в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, а расписал храм художник Шубин. Среди святынь подворья особым почитанием пользовались два образа Божией Матери: «Троеручица» (в часовне) и «Избавительница». Подворье имело большие братские корпуса. Здесь также работали иконописная мастерская с лавкой, баня, книжный церковный магазин и популярная в городе пекарня. Бедным ежедневно раздавали бесплатную еду. Храм был закрыт в середине 1930-х годов и перестроен в унылое промышленное здание.

СВЯТЫНИ ПОДВОРЬЯ

Двухэтажный подворский храм в память о спасении царской семьи в Борках в нарядном московско-ярославском стиле XVII века и флигель для монахов возвел епархиальный архитектор Николай Никонов. В 1892 году этот трехпридельный храм Благовещения Пресвятой Богородицы на полторы тысячи человек был освящен. Он был известен резными дубовыми иконостасами в древнерусском стиле по эскизам Никонова и образами письма афонских монахов. Главной святыней храма стала чудотворная икона «В скорбех и печалех Утешение». После долгих странствий она была водворена на петербургском подворье: ей был посвящен центральный придел нижнего храма. С Афона на подворье были привезены частицы мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня.

Объединенные монастырским двориком постройки образовывали подобие скита. Службы здесь совершались по древнему чину, и это привлекало множество благочестивых мирян, желавших ощутить особый дух Святой Горы. Со своей стороны, петербургское подворье, как и остальные афонские представительства (до революции их насчитывалось около десятка, и не только в России), обеспечивали скиту приток денежных средств и новых насельников.

  

НЕДОЛГАЯ ИСТОРИЯ

Во время Первой мировой войны из-за особого духовного подвига братии подворье получило название «обители неусыпаюших». Монахи круглосуточно молились перед чудотворной иконой «В скорбех и печалех Утешение» о даровании победы русскому воинству и непрерывно служили панихиды о павших воинах.

Но век этого подворья оказался недолгим — всего четыре десятка лет. Грянула революция, и на «уголок Афона» в Петербурге начали наступление и новая богоборческая власть, и обновленцы. В 1929 году монахов с подворья окончательно изгнали, многих — арестовали, а храм, который некоторое время «держался» в статусе приходского, в 1933 году закрыли. Здание, лишенное куполов, подверглось значительной перестройке; после нее лишь опытный глаз мог различить его былую «классовую принадлежность». Долгое время оно было занято Центральным государственным архивом научно-технической документации. И только недавно архив переехал, а историческое здание храма передали Санкт-Петербургской епархии.

  

НОВАЯ СТРАНИЦА

Современная история афонского представительства в Петербурге отсчитывается с начала 1990-х годов, когда в судьбе петербургского «уголка Афона» стало участвовать Афонское подворье в Москве — храм великомученика Никиты за Яузой.

В 2003 году нашу страну посетили мощи (стопа) апостола Андрея Первозванного. Накануне этого события петербургские власти передали московскому подворью небольшую сторожку старого исторического подворья на 5-й Советской улице. В маленьком помещении устроили часовню апостола Андрея. Позднее, в порядке компенсации за здание дореволюционного братского корпуса, занятое квартирами, для строительства петербургского подворья выделили еще и здание, соседствующее с историческим комплексом. Сто с лишним лет назад это был особняк потомственного дворянина А. Н. Русанова, а в последние десятилетия в нем стояла уборочная техника одного из жилищно-коммунальных хозяйств города. Именно здесь, по адресу: 5-я Советская улица, дом 29, располагается современное Афонское подворье в Петербурге.

Афонское подворье в Москве

на данный момент является единственной церковной организацией, обеспечивающей непосредственную связь со Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Настоятель подворья назначается по представлению Собора старцев Афонского русского монастыря, здесь проходят подготовку будущие насельники, принимаются записки о молитвенном поминовении и решаются прочие представительские вопросы.

УГОЛОК АФОНА СЕГОДНЯ

Небольшой мощеный дворик, с трех сторон опоясанный каменным зданием, — так выглядит сегодня петербургское Афонское подворье. Оно удивляет компактностью и продуманностью. Во вновь отделанном двухэтажном доме расположился братский корпус, готовый принять от 12 до 20 человек (послушники и трудники живут в кельях по двое, монашествующие — по одному). Колеровка стен, кровати — всё напоминает обстановку в афонском монастыре. Посередине подворья невысокий (когда-то в этом здании был каретный сарай) домовый храм Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. В храме сразу обращаешь внимание на вместительные хоры — они предназначены для размещения братии отдельно от мирян — и на деревянные полы. Это тоже дань афонской традиции. Вообще-то на Святой Горе обычный материал для полов — мрамор, но в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря, который стал прообразом для этого домового храма, полы деревянные. Многие из храмовых икон, как это было и прежде, написаны на Афоне.

Храм «перетекает» в небольшое помещение, именуемое параклисис. Так афониты называют маленькую часовню или особый придел храма, посвященный одному святому. Параклисис в петербургском подворье посвящен преподобному Силуану Афонскому. Параклисис, в свою очередь, переходит в настоятельские покои. Настоятель подворья всегда сможет находиться в непосредственной близости от алтаря храма и слушать службу, даже находясь в келье. Это тоже, образно выражаясь, «цитата» из Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне.

Афонское подворье пустует и ждет. Оно ждет насельников, трудников и, конечно, молитвенников - петербуржцев и гостей города, которые здесь, в "песках Петербурга" смогут стать ближе к Святой Горе
Афонское подворье пустует и ждет. Оно ждет насельников, трудников и, конечно, молитвенников - петербуржцев и гостей города, которые здесь, в "песках Петербурга" смогут стать ближе к Святой Горе


ДВУМЯ ДВАДЦАТКАМИ

В 2002 году на петербургском подворье образовалась община. Ее составили миряне разных возрастов, объединенные любовью к Афону и горящие желанием видеть его уголок в родном Петербурге. Среди них много женщин: на Святую Гору их не пускают, сюда же вход открыт всем. Больше десяти лет общиной руководит Дмитрий Горбачев.

— Первым настоятелем этого современного подворья был иеромонах афонского Свято-Пантелеимонова монастыря отец Алексий (Корсак), — рассказывает Дмитрий. — Ему удалось собрать две «двадцатки» прихожан (так, по количествумолитвенников, называют группу людей, которые сообща читают Псалтирь), наладить службу. Потом отец Алексий был переведен в Киев. Пока подворье строилось, к нам из Москвы для окормления приезжали иеромонахи, в том числе и настоятель московского Афонского подворья игумен Никон (Смирнов).

Справка

На подворье в Санкт-Петербурге три раза в неделю проводятся службы по афонской традиции. В среду в 18:30 — вечерня с каноном Божией Матери и повечерие с акафистом. В пятницу в 17:30 — утреня субботы. В субботу в 7:00 — братский молебен и в 13:00 — параклис Божией Матери: канон не читается, а поется, как это принято на Афоне.

ПЕТЕРБУРГУ НУЖЕН АФОН!

Члены общины приглашают всех, кто желает пополнить их ряды. Но особенно здесь ждут мужчин: для совместных молитв, трудов и паломнических поездок на Святую Гору.

— Мы уже дважды с Дмитрием побывали на Афоне, — рассказывает прихожанин подворья Николай Разбегаев. — Когда ты туда приезжаешь, то понимаешь: тут время течет по-другому. Такие же ощущения и на подворье в Москве. Там настоящий маленький оазис Афона, в самом центре города! Каждую ночь с субботы на воскресенье в Московском подворье, как и на Афоне, ночная служба. И для нас, петербуржцев, привыкших к суете большого города, важно, чтобы в городе был оазис Афона. Это место, где человек может почувствовать, что Господь и Божия Матерь намного ближе. Только мы из-за своей суеты и ограниченности этого не замечаем.

МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Приходской период жизни подворья подходит к концу. Отделочные работы практически завершены, и подворье готово принять своих первых насельников, чтобы зажить монашеской жизнью по тому уставу, какой благословят афонские старцы. Ждут здесь трудников и послушников, мечтающих оказаться на Святой Горе. Как и московское подворье, наше также станет местом подготовки будущих насельников Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Здесь можно заказать требы и на Святую Гору, и в московское подворье. А главное, уже сегодня возможная часть богослужений совершается по афонскому уставу. И как только утвердится монашеская жизнь, станет крепнуть и молитва по афонским правилам, соединяющая всех молящихся духовными связями с монашеским полуостровом.


Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"

система комментирования CACKLE