Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Географ, глобус, вечность

Выставка картины голландского художника Яна Вермеера «Географ» из музея Штедель Франкфурта-на-Майне открылась в Эрмитаже 27 августа.
Журнал: № 9 (сентябрь) 2016Страницы: 52 Автор: Мария Сухова Опубликовано: 1 сентября 2016

Красота мира может быть видна в разных его проявлениях, и не менее прочего в простых повседневных сценках жизни — такое понимание живописи открыли «малые голландцы», как называют художников XVII века северной части Голландии. Разделение Европы на католическую и протестантскую освободило живопись от подавляющего господства строгих сюжетов, будь то религиозная живопись или роскошные парадные портреты.

В картинах Дельфтского художника Яна Вермеера на самые обыденные сюжеты (например женщина, наливающая молоко) раскрывается красота мгновения, в которой можно увидеть отблеск нетварного мира. Эта поэтическая способность Вермее­ра снискала ему славу великого живописца. «Не просто растолковать, почему такое непритязательное полотно относится искусствоведами к величайшим шедеврам мирового искусства, но тот, кому посчастливилось видеть оригинал, согласится со мной: это чудо», — писал о художнике знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих.

В Санкт-Петербурге можно будет увидеть один из признанных шедевров — картину «Географ». На ней в своем рабочем кабинете изображен ученый, который с циркулем в руках склонился над навигационной картой. Он одет в мантию в восточном стиле — так одевались служители науки того времени. Циркуль, который географ держит в правой руке, необходим для измерения расстояний. Другой рукой ученый опирается на книгу — уже известные знания. На полу лежат свернутые карты, на стене — карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. Вермеер часто помещал персонажей своих картин у окна — и на этой картине мы видим, как солнечный свет падает на карту и озаряет лицо ученого, который на мгновение застыл в задумчивости. Возможно, географа озарила мысль научного открытия. Блики света на его лице визуально усиливают это впечатление. Об этом же свидетельствуют и прищуренные — то ли от света, то ли от напряженного раздумья — глаза.

Живопись Вермеера сочетает в себе точность в передаче формы, фактуры и цвета и, одновременно, размытость изображения, отсутствие излишней детализации. Этот прием придает особую живость полотнам художника, которые Гомбрих сравнивает с возможностями фотографии: «Подобно тому, как в фотографии можно уменьшить контрастность снимка, не снижая его четкости, в живописи Вермеера истаивающие контуры не ослабляют плотной материальности объемов».

На стене комнаты большими буквами написано имя Яна Вермеера — подпись такого своеобразного типа можно нередко увидеть в картинах голландских художников. По всей вероятности, «Географ» был создан в паре с картиной «Астроном»: на последней изображен тот же персонаж (личность его достоверно не установлена). На обеих картинах — одинаковые глобусы, такие продавались в то время в паре, что свидетельствует нам о том, что картины предназначались для совместной демонстрации. Вермеер увлекался географией, поэтому явно разделял интересы своего персонажа.

В 1713 году обе картины были проданы неизвестному покупателю. Сегодня «Астроном» находится в Лувре, а «Географ» — в Штеделевском художественном институте Франкфурта.

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE