Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Общество душеполезного спектакля

Говорить об абортах — трудно. Говорить об абортах не принято. Аборт — это темная сторона интимной жизни человека. Полезешь к молодежи с нотациями — могут и послать. Лучше предложить им подумать над проблемой самостоятельно, пригласить к беседе. Ну а поводом может стать, например, спектакль о студенческой жизни. 
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2016Страницы: 36-39 Автор: Евгений ПереваловФотограф: Сергей Петров Опубликовано: 24 августа 2016

КАК У НАБОКОВА

Провинциальная девушка Маша учится в одном из московских вузов. Обычная жизнь в обычной «общаге»: учеба, подружки, гулянки. Ну и, конечно, первая любовь. Как полагается — безоглядная, доверительная и наивная. В общем, всё согласно той самой пословице «любовь зла…» Этот незатейливый на первый взгляд сюжет лег в основу спектакля с набоковским названием «Машенька», который поставил театр «Отражение» под эгидой отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии. В пресс-релизах написано, что цель спектакля — «создание благоприятных условий для диалога о культурных и моральных ценностях с молодыми людьми в возрасте от 14 до 25 лет». Другими словами, «Отражение» пытается говорить с молодежью о том, что ее волнует, на ее же собственном языке. А сценическая постановка — лишь приглашение к диалогу.


ОТ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Александр Смоляков, режиссер, руководитель проекта "Отражение"
Александр Смоляков, режиссер, руководитель проекта "Отражение"
— В 2010 году я работал постановщиком в воскресной школе храма Успения Пресвятой Богородицы на Охте, где служит отец Константин Головатский, нынешний глава молодежного отдела. Ребята из действующего при храме православного клуба «Встреча» решили сделать спектакль антиабортной тематики. Но поскольку они все не были профессионалами, они решили позвать меня, — рассказывает режиссер театра «Отражение» Александр Смоляков.

Написанный ребятами сценарий был, мягко говоря, сыроват:

— Это не то что ставить, это читать-то было невозможно, — вспоминает режиссер.

В итоге клуб «Встреча» вместе с иереем Константином Головатским решили создать театральную студию. Тогда и появилась программа, легшая в основу спектакля «Машенька». От первоначальной задумки ребят из «Встречи» остался сюжет — провинциальная девушка приезжает в Москву, беременеет и задумывается об аборте, — а детали были изменены полностью. Премьера спектакля прошла на молодежном форуме «Ладога-2010».

— Эффект был поразительный. Девчонки весь пол залили слезами, — говорит Александр Смоляков.

ТЕАТР И ЕГО АКТЕРЫ

Спектакль только ставит проблему, не предлагая окончательного решения. Иными словами, у постановки «Машенька» открытая концовка. Главная героиня, Маша, влюбляется в парня по имени Александр — учатся они в одном вузе, там же знакомятся. Александр музыкант, творческая личность, интересный во всех отношениях человек. Как такой может не понравиться? Маша беременеет. Подруги предлагают ей посоветоваться с Александром. Он же, сославшись на вольный характер и непостоянность профессии, настаивает на аборте, после чего уходит в неизвестность, то есть уезжает на гастроли. Готовая преступить последнюю черту Маша на приеме у врача срывается на плач, крик — настоящая истерика. Доктор, судя по всему — противник абортов, как может отговаривает пациентку от необдуманного шага. В итоге Маша действительно немного успокаивается и уезжает домой, к матери. Что было дальше — неизвестно. Зрителям самим решать, что делать в такой ситуации.

Аудитория спектакля - учащиеся старших классов
Аудитория спектакля - учащиеся старших классов

— На форуме «Ладога-2010» разговор после спектакля был настолько горячий, что зрители всё сами сказали за нас, нам пришлось даже их останавливать. Каждый хотел высказаться.

Александра Смолякова, руководитель проекта "Отражение"
Александра Смолякова, руководитель проекта "Отражение"

Однако, несмотря на явный успех, дальше премьеры на «Ладоге-2010» дело не пошло. Любители не могут всей душой отдаться делу — на то они и любители. Лишь год назад Александр вместе со своей супругой (тоже Александрой) решили восстановить программу, привлекая людей, желающих играть в театре, но до сих пор не имевших такой возможности по тем или иным причинам. Может, родители настояли поступить в вуз на более «перспективную» специальность, может — финансовые обстоятельства не позволяют полностью посвятить себя любимому делу. Приглашения на кастинг публикуются в группах в социальных сетях, по приходам, кто-то узнает о проекте от знакомых. Так, исполнительница главной роли Александра Огорельцова учится на экономиста. Объявление с приглашением на кастинг попалось ей в группе «ВКонтакте» межвузовского студенческого городка.

Надо сказать, что актеры часто меняют свои роли в спектакле. Раньше Александра играла подругу Машеньки, Леру, сторонницу активной жизни «для себя», целеустремленной, знающей, что она хочет от жизни, девушки. Сейчас в этой роли — Дарья Македонова. С Александром Смоляковым Дарья познакомилась на конференции «Наши приоритеты в современном мире», которую в городских школах проводит отдел по делам молодежи.

— В жизни мне, конечно, ближе позиция Маши, чем моей героини. Хотя по характеру я больше похожа на Леру: тоже люблю, чтобы всё было «по полочкам», размеренно.

Подготовкой актеров театра «Отражение» занимаются настоящие профессионалы. Сам режиссер, Александр Смоляков, имеет два режиссерских образования. Уже будучи занятым в театре «Отражение», он рассказал о своей деятельности Марине Моисеенко, заместителю заведующей кафедры режиссуры кино и телевидения. Она очень заинтересовалась этим проектом и взяла на себя обязанности педагога и режиссера-постановщика спектакля «Гадкий утенок» — второй постановки театра. Сценическое движение, сценическую речь и актерское мастерство преподает Алексей Лебедев, тоже выпускник театральной академии (курс Григория Дитятковского). Илья Воронов, артист петербургского театра «Странник», проводит актерские тренинги. И надо сказать, подготовка актерского состава находится на очень высоком уровне. Да и сами артисты — не только приглашенные со стороны люди, пусть и прошедшие кастинг, а часто — сами профессионалы, с профильным образованием. Например, педагог Илья Воронов играет роль врача в спектакле «Машенька». Александра Смолякова, предстающая перед зрителями в образе мамы главной героини, и Василий Чащин, играющий роль друга главного отрицательного персонажа, — тоже профессионалы.

Актер театра "Странник" Илья Воронов играет в спектакле роль врача
Актер театра "Странник" Илья Воронов играет в спектакле роль врача


СЛОВЕСНЫЕ ДЕБРИ

Театр «Отражение» гастролирует в школах Петербурга и Ленинградской области. Аудитория — ученики старших классов: с ними можно разговаривать о проблеме абортов открыто, напрямую. Тем более что для многих старшеклассников вопрос актуален. Споры, разворачивающиеся вокруг абортной темы, нередко бывают очень серьезными.

Спектакль — лишь затравка, настоящая цель программы — вывести школьников на диалог об абортах
Спектакль — лишь затравка, настоящая цель программы — вывести школьников на диалог об абортах

— В одной из школ даже педагоги подключились к дискуссии, потому что их ученица очень горячо отстаивала свое моральное право на аборт, — вспоминает Александр Смоляков. — А в другой школе сама педагог возмущалась нашим спектаклем, мол, «как вы смеете открыто говорить с детьми о сексе?». «Почему же о сексе? Не о сексе, а о сохранении жизни. По-вашему, им больше неоткуда о сексе узнавать, кроме как из нашей постановки?» — парировал я.

Бывают и совсем неожиданные повороты. В Бегуницах, например, девушка задала прямо-таки обескураживающий вопрос: «А как вы относитесь к взаимоотношениям девушки с девушкой? Тут ведь не может быть абортов». Ведущие сначала растерялись. Как к этому можно относиться? «Вы знаете, я считаю, что брак должен даровать жизнь», — ответил тогда Александр Смоляков.

Алексей Новиков
Алексей Новиков

В дискуссиях Александру помогает Алексей Новиков, возглавляющий направление по противодействию абортам в отделе по делам молодежи. Во время майского выступления в Колледже водного транспорта в городе Отрадное он рассказывал ребятам, что, будучи отцом троих детей, каждый раз вряд ли считал себя готовым к их рождению:

— Фраза «я не готова» или «я не готов» — она ведь самая частая в таких случаях. Об этом мы и рассказываем в спектакле. Но такие слова я слышал не только от ваших сверстниц, но и от 25–30-летних, и даже старше. К рождению новой жизни сложно подготовиться.

Колледж в Отрадном, кстати, один из немногих, где зрители почти единодушно высказались против того, чтобы героиня делала аборт.

— Я долгое время жил в Отрадном, — говорит Алексей Новиков. — Никогда бы не подумал, что люди, не дававшие мне спать по ночам, люди из рабочих семей, будут придерживаться таких взглядов. Не знаю даже, в чем дело. Может быть, местный хлебокомбинат распространяет вокруг себя пары добродушия, — отшучивается он.

Александр Смоляков же уверен, что дело тут как раз в не самой благополучной среде, в которой растут местные подростки:

— У ребенка, с детства привыкшего к трудностям, четче определены понятия добра и зла. С ним проще говорить о проблемах нравственности, чем с детьми из семейств, где всё преподнесено на блюдечке с голубой каемочкой, где они катаются, как сыр в масле. В какой-нибудь элитной гимназии всё иначе. Там, конечно, все воспитанные, но пробиться к их сердцам тяжело: они живут по принципу «не учите меня жить, помогите материально».

Финальная сцена: Маша возвращается домой к матери. Как ей поступить со своим ребенком, должны решить сами зрители
Финальная сцена: Маша возвращается домой к матери. Как ей поступить со своим ребенком, должны решить сами зрители


МАШЕНЬКА, КАТЕНЬКА И САШЕНЬКА

Гастроли театра «Отражение» в школах города и области возобновятся с началом нового учебного года. Как рассказал Александр Смолячков, труппу уже ждут в Тихвине. А Александр с супругой собирается вскоре представить уже не театральную, а кинопостановку:

— Фильм будет состоять из трех частей. По именам главных героинь их можно назвать «Машенька», «Катенька» и «Сашенька». Я не хочу раскрывать сюжета двух других частей, но скажу, что в них, конечно, уже не будет идти речь обабортах. Общее название цикла — «Ищу любовь». Он целиком посвящен взаимоотношениям молодых людей в разных ситуациях. Есть закон, духовный закон. И если ты его нарушаешь, ситуация может разворачиваться по-разному. Можетмелодраматически, как в «Машеньке», может совсем жестко, как в «Катеньке». Но результат всегда негативный. Женщина остается одна. Потому что беспорядочные связи ни к чему хорошему не ведут. Статистика разводов, а в России распадается более половины браков, говорит о том, что люди, даже создав семью, порою просто не могут ее сохранить.

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"

система комментирования CACKLE
6 декабря, вторник
rss

№ 7-8 (июль-август) 2016

Обложка