Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Июль-август 1916 года

Второй и третий летние месяцы 1916 года были ознаменованы следующими событиями: русские войска форсировали Дунай и вторглись на территорию Болгарии, в Москве основан завод Автомобильного моторного общества (будущий ЗИЛ), скончался биолог и патолог Илья Мечников. «Церковный вестник» возмущался слухами о сепаратном мире с Германией, обсуждал еврейский вопрос, сокрушался о ничтожности православного книгопечатания..
Раздел: Via Historica
Июль-август 1916 года
Храм Преображения Господня в пос. Тярлево
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2016Страницы: 56 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 11 июля 2016



ИДЕЯ ИЛИ РАСЧЕТ?

Происшедшая недавно смена министра иностранных дел возбудила в прессе и широких общественных кругах толки о возможной перемене курса внешней политики России. А так как вся вообще политика России наших днейсконцентрировалась вокруг одного вопроса — это вопрос о войне, то понятно, что в эту сторону и направились толки о возможной смене курса войны или, точнее, целей войны.

Пошли толки о созревающих мирных переговорах, о торгах и переторжках насчет разных клочков земли. Фантазеры твердили, что кайзер готов отдать России и «проливы», и Галицию, и занятую русскими войсками турецкую территорию. Он же готов восстановить Сербию и Бельгию… Только… Только бы ему дать Курляндию и Лифляндию (sic!)!..

Слушая все эти суждения, невольно удивляешься тому, что на них обращается серьезное внимание и прессой, и общественными кругами. В самом деле: где же почва для подобных рассуждений и предположений? Если эта почва вне России, в стане кайзера, то пусть себе там подобные суждения и остаются. Уместно ли и дозволительно ли нам обращать внимание на кайзеровы «посулы» или «условия»?! Мы не только не должны им внимать, но даже презрительнозамалчивать их. У нас имеется своя цель войны, и только с ее точки зрения мы должны оценивать все сопряженное с войной. Эта цель — не расчет: финансовый, территориальный или вообще какой-либо материальный, а идея, и только одна идея. Мы подняли меч на защиту права против силы, мы восстали за слабых против насильников, мы боремся за торжество в мире вековечных евангельских заветов, попранных и попираемых вандалами ΧΧ века. А нам предлагают, под разными видами, учинить с этой святой цели войны в сторону материальных расчетов!.. Нам хотят привить погоню за материальной наживой в уверенности, что на этой именно почве и рушится то великое единение, которое ныне уже крушит мощь вестников мирового засилья и попирателей заветов Христа!..

Вот почему мы с негодованием отвергаем самую мысль о возможности вступления России на этот путь германских Далид. Не ей скажут, а она, Святая Русь, купно с дорогими согласниками, сама скажет, когда и на каких условиях она вложит меч в ножны. И верим, что она вложит бранный меч в ножны лишь тогда, когда святая идея военной брани будет ею вполне достигнута и когда она с чистым сердцем скажет, что исполнила свой долг, завещанный ей от Господа — быть орудием полного сокрушения гордыни и мощи современного Навуходоносора — Вильгельма ΙΙ и его страны.

Без выполнения этого завета всякий мир будет позорным и текущая война пред судом истории явится мировой авантюрой наживы, а для России такой мир скоро разразится новой войной, печальные итоги которой она будет подводить уже за Уралом.


ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС. СЕРГЕЙ БРОДСКИЙ

За долгий период, благодаря косности нашего законодательства, не произошло никаких перемен в судьбе несчастного еврейского племени, именно — его темной, бедной массы, отверженной от культурной жизни и лишенной не только хлеба насущного, но и хлеба духовного. Сравниваю, в этом отношении, положение русского крестьянина, вообще простолюдина, с положением простого еврея. Если простолюдин близок бывает иногда к глубокой темноте в деле веры, зато его отец духовный, его пастырь способен наставить его и научить истинной вере и вытекающему из этой веры отношению к людям, так как этот пастырь, сам просветивший свой ум в европейской школе и получивший элементарные сведения о мире и человечестве, естественно является способным и на роль учителя и наставника в вере и жизни. Но на что способно темное дитя, младенец, лишенный всякого света просвещения, не имеющий никакого представленияо вселенной, все познания свои тенденциозно черпающий из книг Ветхого Завета и зачастую весьма слабо знакомый даже с иудейским, талмудическим каноном, — каким пастырем, спросим мы, должно являться столь убогоесущество?..

Из всего сказанного достаточно ясно вытекает обязательное требование, какое мы вправе предъявить законодательной власти — это разработка закона о нормальном цензе для духовных пастырей и, в частности, для еврейских раввинов… долженствующего уравнять евреев в правах на утоление голода духовного. Созданием такого закона будет дан первый толчок к приобщению прежде всего самих пастырей еврейского народа к духовной культуре христианских народов, так как никто не станет отрицать, что гуманитарное образование немыслимо без христианского духа, что программа современной элементарной (средней) школы насквозь проникнута учением евангельским.


КОГДА ЖЕ «НАКОНЕЦ»?.. ПРОФЕССОР А. БРОНЗОВ

Стоит только зайти в книжный магазин «Труд» (вернее бы: «Труп») на Невском против Аничкова дворца, — и придешь каждый раз в неописуемое изумление от обилия кричащего социалистического, анархического… хлама… [далее автор описывает многообразие еврейской, атеистической и оккультной литературы на рынке]

А у нас? У нас все-то убого в данном случае… мизерно, жалко… «Православной богословской энциклопедии» — столь насущно необходимой, — конечно, нет. Пробовали издавать ее отзывчивые частные лица, но не оказалось денег. И хорошее дело, уже налаженное и доведенное чуть ли не до половины, остановилось. Но от скромных частных предпринимателей, разумеется, нельзя было и требовать большего. Что могли, сделали.

А уж не Православная ли энциклопедия богословская — прекрасное миссионерское именно дело, которое стоит целой плеяды отдельных миссионерствующих лиц? А в результате одни тянутся за справками к энциклопедиям протестантским, католическим, еврейским. А другие, кто лишен и этой возможности, например сельские батюшки, остаются в далеко не блаженном неведении и не могут частенько дать ответа о своем уповании, между прочим, и по данной причине.

Наши журналы? Обычно лишь влачат свое существование, да и то далеко не всегда. А почему? Да потому, что, боясь спуститься со своей ученой высоты, всё чаще не считаются с потребностями времени и наполняются никому не нужными статьями. На недоумение: зачем печатается такая-то, например, схоластическая размазня, один профессор глубокомысленно ответил: «да, теперь она никому не нужна, а может быть, окажется полезной через сто лет». Умница! Для нынешнего поколения не может и не умеет найти и крошки хлеба, а знает, какой хлеб потребуется для отдаленных поколений. Вот и сидят без подписчиков, да еще удивляются… А «жизнь», которую замалчивают, между тем не ждет. Социализм, неверие, еврейство идут вперед и свое дело делают.


Другие статьи из рубрики "Via Historica"

система комментирования CACKLE
7 декабря, среда
rss

№ 7-8 (июль-август) 2016

Обложка