Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Сампсониевский собор: от служения муз к Литургии

Этот один из самых старых храмов Санкт-Петербурга вскоре должен быть окончательно передан Церкви. Пока же в его стенах уживаются вместе приход и музей. Оказывается, и в такой ситуации возможна хоть и не беспроблемная, но полноценная приходская жизнь.
Раздел: Приход
Сампсониевский собор: от служения муз к Литургии
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2016Страницы: 40-43 Фотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 10 июля 2016

КРАСОТА И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Первое, что замечаешь, войдя в собор, — билетную кассу и доску объявлений о предстоящих концертах в притворе. Но вход в собор свободный, платы не требуется, если вы, конечно, не собираетесь заказывать экскурсию. Приходя на воскресную Литургию, верующие вежливо здороваются со смотрительницами, и, открыв тяжелую дверь, отделяющую притвор от храма, проходят дальше. Никакой напряженности, косых взглядов и шепота недовольства.

В самом храме немалое место занято музейной экспозицией: можно узнать об истории собора, увидеть макет деревянной церкви, некогда стоявшей на месте каменного храма, посмотреть на фотографии священников, служивших на приходе в разное время. Главный же экспонат постоянной экспозиции — «Малое Евангелие Сампсониевского собора», изданное в типографии Киево-Печерской лавры еще в 1703 году. После революции оно было утеряно, но несколько лет назад вернулось в стены храма.

На балансе «Музея четырех соборов» храм находится уже долгие годы — с 1984 года. Ветшавший и разрушавшийся не одно десятилетие, Сампсониевский собор требовал долгой и кропотливой реставрации, которая была проведена сотрудниками музея. Внешнее убранство и интерьеры были восстановлены к 1999 году: всё это великолепие составляет, наверное, главную достопримечательность музея. Постепенно удалось добиться того, чтобы верующие смогли совершать под сводами храма богослужения. Сейчас всё идет к тому, что собор окончательно передадут Церкви.


ЦЕРКОВНЫЙ НЕУЮТ

Прихожанка Елена Рябцева посещает храм уже 3,5 года. Ее жизнь изменилась после знакомства с прежним настоятелем собора — протоиереем Иоанном Малининым, сейчас служащим в Тихвинской епархии. Елена говорит, что под руководством отца Иоанна ей удалось пересмотреть свои взгляды на жизнь:

— Его советы очень мне помогли в тот сложный период. Не то чтобы сама жизнь моя стала проще, просто я стала понимать кто я, зачем живу и что мне делать.

До того Елена успела побывать на многих приходах. Но нигде не находила «такого отклика»:

— Господь, конечно, меня слышит везде, в любом храме, в любом месте. Но ведь Церковь это соборный организм, здесь важен и человек, стоящий рядом с тобой на богослужении, а тем более пастырь общины. На пастырей, как мне кажется, нам здесь всегда везло.

Сейчас приход возглавляет архимандрит Серафим (Шкредь). В сентябре исполняется год, как он занимает место настоятеля. До того он служил в Исаакиевском соборе — храме, находящемся «под юрисдикцией» того же музея.

По словам отца Серафима, особых трудностей с тем, чтобы согласовать с музеем те или иные моменты богослужебной жизни, нет. Но присутствие музея в храме создает «некоторый церковный неуют», что вполне естественно, когда под одной крышей уживаются учреждения, решающие совсем разные задачи:

— Приходя в храм, человек хочет попасть и в атмосферу храма. И музейный дух, мне кажется, его отвлекает. Например, клирос — он часто занят текущей выставкой. Такие нюансы ограничивают свободу в храме. А бывает так, что одновременно с богослужением в расписании работы музея значится концерт. При этом, повторюсь, все эти вопросы решались и решаются в рабочем порядке.


ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

До недавнего времени у общины не было совсем никакого помещения, чтобы собраться после службы. Протоиерей Александр Пелин, бывший настоятелем после отца Иоанна Малинина и до архимандрита Серафима, сумел договориться, чтобы общине выделили в небольшом домике рядом с собором помещения для кабинета настоятеля и трапезной. Теперь это можно назвать приходским домом. Когда-то под него был отведен так называемый Юбилейный домик с отдельными квартирами для сторожей, котельной, кухней, библиотекой и ризницей. Сейчас это двухэтажное здание занимает музейная администрация.

— Когда собор передадут Церкви, я надеюсь, что у нас получится наконец-то наладить приходскую жизнь. С воскресной школой вопрос нужно решить обязательно. Когда я в детстве посещал воскресную школу при Богоявленской церкви в Москве, — мы занимались прямо в храме, но это не совсем удобно. Поэтому нужно отдельное помещение. Также я задумался об устройстве при приходе приюта или богадельни: не зря ведь собор назван в честь Сампсона Странноприимца.

  

ОТЦЫ И ДЕТИ

Штат священников в этом немаленьком соборе совсем небольшой. Вместе с настоятелем служат иереи Георгий Белов и Святослав Горский. Отец Святослав — местный старожил, он начинал служить еще при отце Иоанне Малинине. Но при этом самый скромный из всех — категорически не хочет рассказывать о себе:

— А что я могу сказать-то? Никаких достижений за мной не значится. Ничем не примечателен, интеллектуальных вершин не покорял.

Главная обязанность отца Святослава — оглашение желающих принять Крещение.

— Да разве может быть у нас долгое оглашение, — удивляется он. — Беседа до и беседа после. Так-то ведь даже стол не поставить для занятий.


Иерей Георгий Белов, наоборот, может долго рассказывать о себе и своем служении. Священником отец Георгий стал всего лишь два года назад. И никогда о таком поприще не задумывался, всё получилось «будто само собой», говорит он.

— Я родился в Ленинграде. Учился в Академии гражданской авиации. Работал в самых разных областях, занимался и проектированием, работал на руководящих должностях по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, серьезно увлекался спортом, входил в сборную города по легкой атлетике.

Но все-таки самое большое место в его профессиональной биографии занимает деятельность на общественном поприще. Он много работал с молодежью, с детьми из неблагополучных семей. Человек Георгий Петрович был состоятельный, а потому многие проекты осуществлял безвозмездно.

— Иду я как-то по улице. Смотрю, стоят ребята, пьют пиво. Я понимаю, что ничего в их жизни, кроме улицы и этого пива, нет. Пошел к муниципалам, предложил организовать детям спортивный праздник. Они согласились. Я оплатил все работы, мы расчистили пустырь, на котором собирались мужики для выпивки, устроили там спортплощадку, стали тренироваться… А куда могут отдать ребенка родители, у которых на руках еще двое, а зарплата на всю семью 11 тысяч рублей?

В 2008 году будущий священник начал тюремное служение, стал чтецом в храме святого Иоанна Воина в Колпинской воспитательной колонии, параллельно учился в семинарии, потом был рукоположен в диаконы. В тюрьме отец Георгий служит по сей день — окормляет следственный изолятор № 4.

— С одной стороны, служение в СИЗО требует особого внимания к людям, их бедам и чаяниям. Поэтому дело это не из легких. С другой стороны, заключенные более восприимчивы к проповеди, к слову. Им оно действительно нужно.

У прихода собора есть еще одна категория «трудных» подопечных — воспитанники специальной школы закрытого типа № 1. В январе в соборе выставлялись художественные работы ребят из этого учебного заведения.

— Среди них есть мальчик, подающий большие надежды, — говорит отец Георгий. — Он очень хорошо рисует. Может стать настоящим художником.


ОБЩИНА — ДЕЛО ВРЕМЕНИ

Помощников в приходе тоже немного. Один человек обычно трудится на нескольких «фронтах». Мария Киселева, например, несет послушание в церковной лавке и трапезной. Она приехала из Молдавии пять лет назад с большим желанием поступить в Петербурге в вуз. Русского языка почти не знала:

— Сначала даже буквы путала. Молдавский язык ведь на латинице. Когда сдавала вступительный экзамен в Петровский колледж, чуть было не разрыдалась. Но ничего, девчонки помогли.

Сейчас Мария уже заканчивает учебу. Планирует начать работу по специальности — юристом. В храм работать она пришла по объявлению. И была очень довольна, потому что с детства вместе с родителями посещала богослужения и церковная жизнь ей очень близка.

По объявлению оказался в Сампсониевском соборе и алтарник Анатолий Лебединский. Его путь к Церкви был тернист: болезнь жены, увлечение Кашпировским, посещение общины пятидесятников. Другое дело Максим Васильев, тоже алтарник и помощник настоятеля. Когда-то он учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии, но любовь к музыке взяла верх, и он уехал учиться в Москву, в училище имени Гнесиных. Играл в театре «Геликон-опера». В родном Петербурге бывал во время отпусков и иногда на выходных. Тогда Максим Васильев (на фото) и познакомился в Исаакиевском соборе с архимандритом Серафимом, который пригласил его с собой на новое место служения.

Анатолий Лебединский прошел к православию через множество искушений и большие потери
Анатолий Лебединский прошел к православию через множество искушений и большие потери

Когда есть возможность, причетникам помогают прихожане. Скорее всего, после того как храм передадут Церкви, его приход, а значит и причт, значительно увеличатся. Впрочем, как говорит отец Серафим, уже сейчас людей на богослужениях стало гораздо больше по сравнению с тем, что было в самом начале его настоятельства.

— А когда наладим полноценную приходскую жизнь, думаю, что у нас получится настоящая община. Это, конечно, дело времени, но с Божией помощью, надеюсь, у нас всё получится, — делится своими чаяниями настоятель.

Другие статьи из рубрики "Приход"

система комментирования CACKLE
6 декабря, вторник
rss

№ 7-8 (июль-август) 2016

Обложка