Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

О пользе бесплатного Wi-Fi

Закрыли храм, открыли музей или клуб? Известная, хоть и давняя история. Закрыли музей и клуб, открыли храм? Тоже понятно — восстановление исторической справедливости. А бывает так, что восстановили храм, а потом в его стенах поселили большой музей, клуб, мастерские — в общем, полноценное творческое пространство? Бывает. Пример тому — церковь Сергия Радонежского в Царском Cеле при Духовно-просветительском центре, открытом полтора года назад.
Журнал: № 6 (июнь) 2016Страницы: 29-33 Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 17 июня 2016

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Посетителей на входе встречают пушки и черно-белые будки часовых, приспособленные под места для отдыха. Детвора с восторгом исследует технику прошлого (пушка середины XIX века — настоящая, начала XX — искусный муляж), взрослые охотно делают селфи. Артефакты во дворе и обиходное название «стрелковый храм» напоминают об историческом прошлом здания. Его построили больше века назад для полкового храма лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (в 1910 году он был развернут до полка). Под одной крышей с церковью святого Сергия Радонежского расположили учебный зал и цейхгауз (оружейную). Отсюда — необычная для храмов, вытянутая в длину форма здания. Когда в наше время памятник архитектурного наследия стали восстанавливать, было решено вписать храм в единое духовно-просветительское пространство.

— За пределами богослужения должна идти какая-то жизнь, ведь Церковь — это не только Литургия, — рассказывает директор Духовно-просветительского центра Дмитрий Бохонский. — И нашему настоятелю, благочинному Царскосельского округа протоиерею Геннадию Звереву пришла идея создать в этих стенах вместе с храмом образовательные помещения, чтобы мы могли восстанавливать различные традиции. Сегодня у нас открыт музей, швейная, витражная, авиамодельная мастерские, книжная лавка, небольшое выставочное пространство, буфет, который стал местом творческих встреч.

Справка

«СТРЕЛКОВЫЙ» ХРАМ БЫЛ ЗАКРЫТ В 1921 ГОДУ, А ОФИЦИАЛЬНО ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ 21 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЧАЛОСЬ В МАЕ 2013 ГОДА, В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ СВЯТЫНИ ВОЗГЛАВИЛ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ СЕРГЕЙ ЛАВРОВ. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРОВОДИЛА РЕСТАВРАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТСТРОЙ». НА ОБЪЕКТЕ В НЕСКОЛЬКО СМЕН ТРУДИЛИСЬ БОЛЕЕ СТА СПЕЦИАЛИСТОВ, СРЕДИ НИХ — ДЕВЯТЬ РЕКОНСТРУКТОРОВ И РЕСТАВРАТОРОВ. 8 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА ХРАМ БЫЛ ТОРЖЕСТВЕННО ОСВЯЩЕН ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛОМ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА В ПРИСУТСТВИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ ВЛАДИМИРА ПУТИНА. 7 ИЮЛЯ 2015 ГОДА ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ХРАМ ЗАНЕСЕН В «БЕЛУЮ КНИГУ» ВСЕМИРНОГО КЛУБА ПЕТЕРБУРЖЦЕВ В КАЧЕСТВЕ АРХИТЕКТУРНОГО ДОСТИЖЕНИЯ.


ГЕРОИЧЕСКИЙ ХРАМ

Те, кто заходит в центр через главный вход, оказываются в притворе. Здесь на стендах — рассказы о дореволюционной и новейшей истории прихода в фотографиях и фактах. Посетители обычно замирают перед большой житийной иконой Сергия Радонежского. Уникальность ее в том, что клейма — картины из жизни святого — дети воскресных школ благочиния выполнили из самых разных материалов: пуговиц, пластилина, пшена, бумаги, лоскутков. Резные двери храма распахнуты в любое время, словно подчеркивая, что он неотделим от остального центра. Высокий, светлый, храм производит сильное впечатление. «Зашли — и словно полетели», — произносит одна из посетительниц, впервые оказавшаяся в этой церкви в составе туристической группы.

— Есть воспоминания, что исторический храм был темный, лики были мрачные, врубелевские, — объясняет Дмитрий Бохонский. — «Пародировать» Врубеля мы не стали, поскольку не сохранилось качественных изображений росписи, но модный на рубеже XIX–XX веков неорусский стиль сохранили.

Интерьер храма восстановили в историческом неорусском стиле

Интерьер храма восстановили в историческом неорусском стиле


Под колокольней возрожденного храма устроили крохотную часовню с кенотафом — символической могилой генерала Сергея Ивановича Кутепова. Командир батальона, инициатор перестройки храма в 1904 году (после нее церковь приняла тот облик, который воссоздан сегодня), по найденным сведениям, был похоронен за правым клиросом. К сожалению, могилу при реставрации обнаружить не удалось. Здесь же, в часовне, находится список героев Первой мировой: они, как этобыло принято в военных храмах, тоже нашли упокоение в этих стенах. Одна из плит пола — стеклянная. Под ней — найденные при восстановлении саперная лопатка, пулемет «Максим» и сабля — свидетельства героического прошлого первого поколения прихожан этого храма.


ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Подробный рассказ о героике идет уже на втором этаже, в уникальном музее, посвященном стрелковым батальонам (позднее они стали полками) Российской империи. Световые окна в крыше щедро освещают пространство, где расположено больше десятка витрин с оружием, наградами, формой, предметами амуниции, личными вещами стрелков четырех прославленных гвардейских стрелковых полков Царскосельского гарнизона.

— Наша задача — на примере экспонатов рассказать о политической истории России второй половины XIX — начала XX века, — рассказывает Дмитрий Бохонский. — Мы начинаем с Крымской войны, которая дала повод к появлению гвардейских стрелков. Продвигаемся на основе изобразительного материала и экспонатов в 60-е годы XIX века, к Польскому восстанию. Кульминация деятельности стрелков — победоносная Русско-турецкая война. Это события, о которых большинст-во не имеют представления сегодня. Мы не обходим стороной и Первую мировую войну, хоть в Царском Селе есть отдельный посвященный ей музей. Особо останавливаемся на подвиге военного священства, есть у нас интересные артефакты уже из послереволюционного периода. Кроме того, планируем посвятить отдельный стенд не парадной, а повседневной жизни стрелков, поскольку бытовая тема обычно хуже всего представлена в музеях военной истории.

Кираса парадной униформы офицера Лейб-Гвардии Кавалергардского полка. Конец XIX — начало XX века
Кираса парадной униформы офицера Лейб-Гвардии Кавалергардского полка. Конец XIX — начало XX века

Среди раритетов коллекции литтихский штуцер — оружие времен Русско-турецкой войны, выпущенное по заказу российского правительства малым тиражом, фотографии кайзера Вильгельма, Гиндебурга и Брусилова с автографами, стрелковый китель императора Николая II (он тоже значился в списках полка). Отдельный стенд посвящен великому князю Сергею Александровичу, шефу 2-го стрелкового батальона. Большая часть экспозиции появилась в просветительском центре благодаря стараниям коллекционеров Дмитрия Кирилловича Матлина и князя Ивана Дмитриевича Шаховского. Изначально экспонаты находились в частной собственности, но недавно нашелся благотворитель, выкупивший большую часть вещей.

— Полковые храмы, в которых перед уходом на фронт молились воины, где хранились знамена и святыни, захоранивались герои, всегда были памятниками воинской славы, — говорит Дмитрий Бохонский. — Но сегодня патриотизм это не только парады. Однажды я спросил ребят: «Если француз скажет вам, что у вас на улице грязно, что вы сделаете»? «Выгоним француза», — ответили они. А наша задача — чтобы им пришло в голову убрать грязь и больше не сорить. То есть чтобы дети не только гордились нашими историческими победами и думали, какие же мы сильные. А чтобы они захотели сделать свою Родину лучше. Патриотизм еще и в том, чтобы научится трудиться, делать что-то красивое и полезное длядругих, ценя историю, искусство, традиции. И всё это можно прививать через канву христианства.


ЭКСКУРСИЯ С РАДОСТЬЮ

О музее постепенно узнают туристические фирмы, социальные и образовательные учреждения, его стали включать в экскурсионные маршруты. Мы встретили в музее группу пенсионеров из Социального центра Фрунзенского района. От витрины к витрине людей ведет приходской консультант и экскурсовод Елена Волкова. Она умеет так рассказать об экспонатах, что невольно перед глазами встают живые люди, творившие нашу историю. Кроме того, Елена — самый радостный экскурсовод, которого мне довелось встречать.

Сейчас в Центре представлена выставка портретов Валаамских насельников кисти Татьяны Гавриленко
Сейчас в Центре представлена выставка портретов Валаамских насельников кисти Татьяны Гавриленко

— Если бы вы видели, каким печальным было это здание сов-сем недавно: в нем была автошкола, а в алтаре — кафе и дискотека! — рассказывает Елена Волкова. — А когда мы были маленькими, здание вообще было полуразрушено. Его таки звали — «разбиткой». Но лик Христа Спасителя в алтаре чудом уцелел, и подруга мне рассказывала, что они детишками бегали «смотреть на Боженьку». То, что сегодня происходит с храмом и центром, для нас самое настоящее чудо! И мы готовы своей радостью делиться с каждым.

В это время во втором зале музея, где вот-вот будет оборудован современный лекторий, три поколения женщин увлеченно корпят над столом с лоскутками, нитками и несколькими русскими куклами для образца (была в компании и пара мальчишек, но те, быстро скрутив по куколке, переместились к стендам с оружием). Мастер-класс организован музейным клубом. Его участники в неформальной обстановке обсуждают историю полков, храмов, войн. Сегодня устроили детскую встречу. Разговор коснулся празднования Пасхи в войсках, а куклы — один из пасхальных подарков. Мастер-класс ведут две третьеклассницы, Саша Цветкова и Вика Горбань. Подружки учатся делать кукол в школьном кружке, а сюда пришли с мамами и воцерковленной бабушкой.

— Мы волновались, потому что никогда раньше учителями не были, — делятся впечатлениями юные мастерицы. — Но всё было замечательно. Нам в центре очень нравится. Здесь красиво, интересно, уютно. И хлеб вкусный!


КРЫЛЬЯ СВОИМИ РУКАМИ

Чтобы добраться до вкусного хлеба в буфете, надо пройти через мастерские, занявшие место исторического цейхгауза на первом этаже. Здесь, в швейной мастерской Марии Григорьевой, за стеклом выставлена украшенная кружевом, бисером и вышивкой крестильная и венчальная одежда, ночные сорочки, изящные плетеные серьги и браслеты. Это настоящие произведения искусства, выполненные по образцам XIX века. В мастерской тоже проходят мастер-классы: для взрослых — по вышивке, фриволите, вязанию шалей. Девочки шьют кукол и наряды к ним.

  По соседству — авиамодельная мастерская, которую возглавляет известный популяризатор авиамодельного спорта протоиерей Андрей Томашевич, настоятель храма Рождества Богородицы в деревне Глинка Тосненского района (см. «Вода живая» № 4, 2014). Увлечение небом — давняя царскосельская традиция. Неподалеку от Духовно-просветительского центра, на Софийском плацу, до революции был аэродром: здесь опробовал свои модели Можайский, отсюда взлетал легендарный Игорь Сикорский.

В витражной мастерской на ниточках парят разноцветные стрекозы, бабочки, всевозможные ангелочки, снеговики и даже Эйфелева башня. Стекольное творчество объединило поклонников от 8 до 98 лет, и оно тоже — традиционное местное искусство.

 — Люди приходят в мастерскую, чтобы отдохнуть душой, поработать руками, прикоснуться к прекрасному, — говорит мастер, художник-витражист, член Союза художников Наталья Борисова. — Особенно интересные работы получаются у детей. Они все талантливы! И моя задача — дать их талантам раскрыться. Зорко слежу, чтобы дети не срисовывали что-то в интернете, а находили свой образ.


СПАСИБО ЗА ПОДАРОК!

В Духовно-просветительский центр приходят совершенно разные люди. Храм находится в обыкновенном микрорайоне, других культурных учреждений здесь нет. Поэтому всё, что происходит в стенах реконструированного здания, вызывает интерес даже у тех, кто от Церкви далек.

— Скептиков много, — делится Дмитрий Бохонский. — Походят, посмотрят. Спрашивают, что у вас за церковь такая? Помню, каких-то посетителей особенно поразило, что Wi-Fi в буфете бесплатный и без пароля. Потом люди снова приходят, на сей раз с вопросом — а что еще бывает у вас? Потом интересуются: почему вы это делаете? Потом задают вопросы о храме — для этого у нас есть служба консультирования. Глядишь: человек заслушался, как поет у нас на службе детский хор Софийского собора (к нему приписан наш храм), потом уже решил не только свечку поставить, но и на службе остаться… Мы находимся на перекрестке светского и церковного пространств и принимаем каждого.

Второй вход в центр ведет непосредственно в буфет. Но даже если пойти «коротким» путем, первое, что увидишь, — не полюбившаяся местным жителям выпечка, а стеллажи с формой, оружием, предметами военного быта разных стран-участниц Первой мировой войны. Эти работы предоставлены Сергеем Крипаком — известным в Петербурге историком и реконструктором, возглавлявшим восстановление храма.

Сам буфет при необходимости легко превращается в уютную гостиную. Старинные фото на стенах, пианино со свечами, большие плазменные панели для трансляции видео — всё располагает к интересным творческим встречам, которые проходят здесь постоянно.

В коридорах центра всегда людно. Сквозные проходы, распахнутые двери, стеклянные стены мастерских, радушие персонала: пространство центра действительно открыто для каждого.

Встреча в музейном клубе для детей
Встреча в музейном клубе для детей


— Мы живем в соседнем доме, моя 13-летняя дочка ходит сюда в витражную мастерскую, решила стать реставратором, — рассказывает постоянная посетительница центра Ольга Наумова. — И с четырехлетним сыном мы наведываемся сюда постоянно. Очень нравится, как здесь всё организовано. Есть где погулять — ребенок, как заходим во двор, сразу к пушкам бежит, есть где отдохнуть, есть где помолиться. Много интересного происходит, и ребенок чувствует себя здесь как дома. Этот центр для нас — настоящий подарок!

Другие статьи из рубрики "Место жительства - Петербург"

система комментирования CACKLE