Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Войти в картину

Выставка «Круг Петрова-Водкина»,которая открывается в Государственном Русском музее 2 июня, не только знакомит зрителей с творчеством Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина — великого живописца ХХ века и блестящего педагога, но и дает представление об уникальности его творческого сознания, о типе и способе восприятия, которого он ожидал как от своих соратников и учеников, так и от зрителей.
Журнал: № 6 (июнь) 2016Страницы: 54-55 Автор: Мария Сухова Опубликовано: 1 июня 2016

ежду художественным восприятием и пониманием произведения искусства существует тесная связь, которой Кузьма Петров-Водкин уделял особое внимание. Он разработал систему обучения восприятия, названную им «наукой видеть». Создавая свои картины, он старался смотреть на них так, как будут воспринимать произведение зрители. Посредством видимого он стремился ввести зрителя в мыслимое, символическое пространство, участником которого становился смотрящий. Под воздействием русской иконописи, где благодаря системе перспективы, названной отцом Павлом Флоренским «обратной», смотрящий словно бы входит внутрь изображенного пространства, художник разработал особую «сферическую» перспективу, связанную у него с восприятием Земли как планеты, сферы.

Пространство изображения у Петрова-Водкина разворачивается в комбинации двух сферических поверхностей — выпуклой по центру, где происходит главное действие, и вогнутой на периферии. Зритель оказывается лицом к лицу с героями изображения, а вогнутая поверхность будто окружает его, обволакивает со всех сторон. По словам художника, акт восприятия картины должен был превратиться в акт сотворчества. «Художник часто помещает своих героев на вершины гор или холмов, трактуя поверхность земли как абстрактно-геометрическую форму, лишь „орнаментированную“ цветом. Восприятие двоится: с одной стороны, мы как бы в упор видим структуру почвы, но с другой стороны, такой геометрической мозаикой предстает земля с высоты птичьего полета», — пишет петербургский искусствовед Сергей Даниэль в своей книге «Искусство видеть» («Смерть комиссара», «Над обрывом»).

«Сферическая» перспектива делает произведения художника «космическими». Поверхности земли ему мало. Любой бытовой мотив Петров-Водкин превращает в символ, в действие, захватывающее всё мироздание («Купание красного коня»). «Сферическая» перспектива равно присутствует у художника в портретах и иконописи, где лицо занимает большую поверхность холста, становясь сферой главного действия. Лицо для художника — тот же космос. Как в византийской иконографии, мы видим укрупненные черты лица, четкую линию и ясные чистые цвета.

Один из самых сильных по восприятию образов художника — «Богоматерь. Умиление злых сердец». Мы встречаемся с Богородицей лицом к лицу, Ее лик занимает выпуклую сферу полотна, а руки будто вмещают весь мир. Окружают зрителя на периферии картины образы Распятия и Богородицы с Младенцем. Это произведение, созданное в 1915 году, стало откликом художника на события Первой мировой войны, а название картины восходит к иконе «Умягчение злых сердец», перед которой молятся об умиротворении враждующих.

Петров-Водкин сам много учился — первые уроки живописи он брал у иконописцев, затем последовали одно за другим художественные училища в Петербурге и Москве, где он работал под руководством Валентина Серова, потом — учеба в Париже. С 1910 года художник стал преподавать в художественной школе Е. Н. Званцевой, куда его привел себе на смену Лев Бакст. Для своих талантливых учеников Петров-Водкин был педагогом и старшим товарищем по искусству. С 1918 по 1932 годы Петров-Водкин — профессор Академии художеств. В то время его система преподавания, художественного метода и восприятия искусства была практически единственной цельной учебной методологией. Ее восприняли сотни студентов, которые проходили определенный профессиональный ценз: «Я не плодил дилетантов», — свидетельствовал художник.

В экспозиции представлены многочисленные картины художников, которые, усвоив науку Петрова-Водкина, выросли в самостоятельных мастеров, но сохранили прямой диалог с учителем (А. Лаппо-Данилевский, Л. Чупятов, П. Голубятников, П. Соколов, В. Дмитриев). В творчестве других живописцев, избравших иной стилистический путь, всё же легко читаются схемы и построения по методу Петрова-Водкина (А. Самохвалов, А. Пахомов, И. Лизак, В. Малагис, Е. Эвенбах и А. Зернова). И, конечно, зритель увидит картины их великого учителя — теоретика, педагога и гения живописи Кузьмы Петрова-Водкина.

На выставке собраны экспонаты из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и десяти частных собраний.

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE