Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Возвращение святого Луки

После нескольких лет реставрации 18 мая в залы Эрмитажа вернется картина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» — жемчужина искусства Северного Возрождения.
Журнал: № 5 (май) 2016Автор: Мария Сухова Опубликовано: 6 мая 2016
Хоть мы и считаем картины мастеров Возрождения «религиозной живописью», большинство из них не были просто украшением храма — они участвовали в Литургии. Вот и эта знаменитая картина (точнее, ее «старшая сестра», об этом чуть дальше) была написана в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев в городском соборе. По легенде, восходящей к IV веку, Луке никак не удавалось написать лик Божией Матери по памяти, и тогда Она Сама явилась перед ним. В XIV–XV веках в Италии и Нидерландах святой Лука был провозглашен покровителем живописи, а цехи живописцев стали называться «гильдиями святого Луки». Картина ван дер Вейдена завоевала большую популярность и многократно копировалась автором. Известны три «сестры» эрмитажного шедевра, они находятся в разных музеях мира. Согласно современным исследованиям, самая старшая из них — в Бостоне. Очередность написания позволила установить только рентгенологическая экспертиза.

В середине XIX века картина была приобретена Императорским Эрмитажем в виде двух разделенных частей. «Рисующий евангелист» был куплен в 1850 году в составе коллекции голландского короля Виллема II, а ранее эта картина находилась в испанском монастыре, разоренном в ходе наполеоновского вторжения. В 1884 году парижский торговец привез в Петербург «Богородицу с Младенцем», приобретенную им на распродаже коллекции барона Бернонвилля, прежде украшавшую собрание живописи испанской королевы Изабеллы. Во время разгрома монастыря картина, как предполагают, была распилена на две части, чтобы ее проще было продать. И только по счастливой случайности картина «воссоединилась». Она была перенесена с доски на холст, отреставрирована, но за последующие 130 лет сильно потемнела.

«Все слои темнели, серели, лак разлагался, становилось это всё мутно-неопределенного света и, конечно, чувствовалось, что картине не хватает насыщенности, как будто на живопись смотрели через грязное стекло», — рассказал реставратор станковой живописи Валерий Бровкин в комментарии телеканалу «Культура». В 2012 году экспертным советом Эрмитажа было решено вернуть полотну Рогира ван дер Вейдена исходные тона. Реставрации предшествовали тщательные исследования: рентген, анализы пигментов и лака. Специалистам Эрмитажа удалось полностью раскрыть авторский слой живописи XV века, который сохранил яркие, чистые краски. Были обнаружены неизвестные ранее детали: например, чернильница на столе, фактура покрывала на троне Богородицы.

Внимание к мельчайшим подробностям свойственно всей живописи Северного Возрождения. Тщательной их проработкой художники стремились не только создать иллюзию реальности: некоторым деталям придавали символическое значение, другие напоминали о связанных эпизодах из Священной истории. Стоит лишь внимательно присмотреться к полотну, и в резьбе на троне Богородицы можно заметить фигуры Адама, Евы и змея с запретным плодом. За спиной святого Луки через приоткрытую дверь видны бык и книга — иконографические атрибуты евангелиста. Традиционно для живописи Северного Возрождения библейская история разворачивается в «декорациях» повседневной жизни средневекового города, полной бытописательных подробностей. Такая «встроенность» Библии в современный художнику ритм жизни отражает свойство средневекового сознания — восприятие евангельских событи как происходящих здесь и сейчас.

Северным Возрождением принято называть период в культуре стран, расположенных к северу от Альп, — Нидерландов, Германии — первой трети XV — XVI века, что по времени соответствует периоду Ренессанса в других странах Европы. Однако несмотря на это, знаменитый исследователь культуры Средневековья Йохан Хейзинга утверждает, что на самом деле работы этих художников пронизаны духом Средневековья: «Их творчество является средневековым и по форме, и по содержанию. По содержанию — ибо в том, что касается материала, мысли и настроения, их искусство не отвергло ничего старого и не восприняло ничего нового».

«Святой Лука, рисующий Мадонну» — одно из лучших художественных воплощений эпохи. После реставрации открылись полные жизни краски. Они не только свойственны изначальной палитре старых мастеров, но соответствуют яркому и пестрому восприятию жизни человека Позднего Средневековья. Рогир ван дер Вейден, будучи учеником прославленного придворного живописца Яна ван Эйка, заимствовал у него прием композиции, в которой река символически разделяет пейзаж позади фигур, обозначая границы между героями полотна. Особенность же творчества самого ван дер Вейдена — в том, что он уделяет много внимания передаче внутреннего состояния персонажей: благоговения и сосредоточенности святого Луки в процессе работы, безмятежности Богородицы. Есть предположение, что в образе евангелиста художник изобразил самого себя. Новая встреча с живописцем ожидает посетителей Эрмитажа.

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE
11 декабря, воскресенье
rss

№ 5 (май) 2016

Обложка