Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Музыка в мае

В концертной жизни Петербурга месяц май обычно — время перед началом фестивалей, расцветающих обилием звезд и ярких событий, которые украшают афишу города в период белых ночей. 
Журнал: № 5 (май) 2016Автор: Георгий Ковалевский Опубликовано: 5 мая 2016
В Большом зале Филармонии 22 мая Юрий Темирканов встанет за пульт, с тем чтобы открыть ежегодный летний филармонический фестиваль «Музыкальная коллекция».

Этот форум пройдет в городе одиннадцатый раз и традиционно представит ярких отечественных и зарубежных музыкантов с самыми разнообразными программами. Любимый публикой Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова прозвучит на открытии фестиваля. Партию фортепиано исполнит известный российский пианист Денис Мацуев, блистающий своей техникой и брызжущей через край энергетикой. Во втором отделении Юрий Темирканов продирижирует одним из самых трагических в русской музыке произведений — Шестой «Патетической» симфонией Чайковского. Сам автор дирижировал мировой премьерой этой симфонии в том же филармоническом зале в 1893 году, и волею судьбы это оказался его последний концерт. Шестая Чайковского — одно из глубоко почитаемых Темиркановым сочинений, он знает в нем каждую ноту и как никто другой способен погрузить слушателя в бездну глубочайших переживаний.

В Концертном зале Мариинского театра 14 и 15 мая пройдут гастроли Государственного симфонического оркестра республики Татарстан под руководством художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского.

На сегодняшний день оркестр из Казани — один из сильных и необычайно амбициозных российских симфонических коллективов, практически на равных соревнующийся с Москвой и Петербургом и демонстрирующий стабильно высокий уровень мастерства.

14 мая вместе с оркестром выступит обладатель первой премии прошедшего в прошлом году XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского пианист Дмитрий Маслеев. Он сыграет Пятый концерт для фортепиано Людвига ван Бетховена. Концерт был создан в эпоху будораживших Европу наполеоновских войн и посвящен композитором, как и еще несколько сокровенных и мистических опусов, своему ученику и высочайшему покровителю, кардиналу Католической Церкви эрцгерцогу Рудольфу. Во втором отделении того же концерта Александр Сладковский продирижирует Девятой симфонией Брукнера. Эту вещь великий австрийский симфонист писал последние десять лет своей жизни, но так и не завершил ее до конца. Идущая почти полтора часа симфония заканчивается «бесконечным» двадцатипятиминутным адажио, величественным гимном всему мирозданию. Неслучайно на партитуре в качестве посвящения искренне верующий Брукнер, многие годы проработавший церковным органистом в Линце, поставил слова «Возлюбленному Богу». Антону Брукнеру не довелось услышать свое творение. Премьера симфонии состоялась уже в начале XX века, и с той поры она входит в репертуар самых серьезных и глубоких дирижеров. Эта симфония была одним из любимых произведений Евгения Мравинского, регулярно ставившего ее в филармонические программы. Сегодня Девятая Брукнера звучит в России довольно редко, ведь взяться за нее по-настоящему могут только музыканты очень высокой квалификации.

15 мая оркестр представит уже чисто симфоническую программу, где последняя до мажорная симфония № 41 Вольфганга Амадея Моцарта будет соседствовать с Первой симфонией Густава Малера. У обеих симфоний сегодня есть свои названия, но если Моцарт, скорее всего, не имеет никакого отношения к появившемуся у симфонии заголовку «Юпитер», то Малер изначально связал свой первый симфонический цикл с романом «Титан» немецкого романтика Жана Поля. В третьей редакции композитор снял название и литературное толкование частей, однако их до сих пор можно прочесть в некоторых филармонических программках. Наибольшую известность получила третья часть малеровской симфонии, гротескный «Траурный марш в манере Калло». Импульсом к созданию этой музыки, по признанию композитора, послужила детская картинка, на которой изображены звери, хоронящие охотника. Проведенный в качестве основной темы марша студенческий канон «Братец Мартин» прерывается откровенно разнузданным кабацким танцем, после которого шествие возобновляется с новой силой. Это один из первых примеров в музыке, где трагизм, горькая ирония и сарказм столь тесно соседствуют друг с другом.  

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE
6 декабря, вторник
rss

№ 5 (май) 2016

Обложка